Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Нижегородский институт управления
Факультет среднего профессионального образования и довузовской подготовки
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
(индекс и наименование учебной дисциплины в соответствии с учебным планом)
По специальности 09.02.05 прикладная информатика (по отраслям)
Квалификация базовой подготовки
ТЕХНИК-ПРОГРАММИСТ
Очная форма обучения
г. Нижний Новгород
2017 г.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __ ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ ____________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Коды компетенций | Коды умений и знаний (в соответствии с п. 1.3) |
Раздел 1. | Введение в менеджмент | 12(4л+4пр+4с) | ||
Тема 1.1. Организация и менеджмент | Организация и менеджмент | ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 5; | У 6; З 1; З 2; З 7 | |
Содержание учебного материала | ||||
Организация. Виды организаций. Необходимость и сущность управления организацией. Специфика управленческого труда | ||||
Методы и принципы менеджмента | ||||
Иерархия управления. Виды руководителей в средних и крупных организациях | ||||
Национальные системы управления организацией | ||||
Практические занятия Деловая игра «Функции управления». Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций по теме «Национальные системы управления» | ||||
Тема 1.2. Эволюция менеджмента | Эволюция менеджмента | ПК 2.1; ОК 4; ОК 5 | У 2; У 4; У 5; У 6; У 7; З 1; З 2; З 3; З 4 | |
Содержание учебного материала | ||||
Предпосылки выделения менеджмента как самостоятельной науки. Сравнительный анализ старой (до 20 века) и новой организации. | ||||
Подходы к управлению организацией как закрытой системы | ||||
Современные подходы к управлению организацией (системный, ситуационный) | ||||
Практические занятия: Круглый стол – доклады и презентации о выдающихся менеджерах: Ф. Тейлоре, Г. Форде (старшем), Л. Якокке, Дж. Соросе, А. Морита. Опрос и тестирование. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций к круглому столу | ||||
Раздел 2 | Функции менеджмента | 24(8л+8пр+8с) | ||
Тема 2.1. Планирование в организации | Планирование в организации | ОК 2; ПК 2.1; ПК 4.1 – 4.5 | У 2; У 4; У 5; З 3; З 4; З 6 | |
Содержание учебного материала | ||||
Сущность планирования. Виды планов. Эволюция внутрифирменного планирования. | ||||
Стратегическое планирование и его этапы. | ||||
Методы анализа состояния деловой среды (SWOT; PEST; SNW - анализ). | ||||
Стратегии развития организации. Конкурентные стратегии организации. | ||||
Практические занятия Деловая игра «Стратегическое планирование в организации». Опрос и тестирование. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Провести СВОТ-анализ деятельности конкретной организации. Подготовка доклада и презентации «Планирование в СССР и современной России» | ||||
Тема 2.2. Организация как функция управления | Организация как функция управления | ПК 2.1; ОК 2; ОК 7 | У 5; З 4; З 6 | |
Содержание учебного материала | ||||
Полномочия и их виды. Делегирование полномочий. Препятствия на пути эффективного делегирования полномочий и их преодоление. | ||||
Проектирование организации. Организационная структура управления: её типы, виды и разновидности. | ||||
Централизованные и децентрализованные организации. Интеграция структуры. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия: Деловая игра «Делегирование полномочий». Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка доклада и презентации «Новые ОСУ (модульные, венчурные, предпринимательские, атомистические и т.д.)», «Гарцбургская модель руководства» | ||||
Тема 2.3. Мотивация персонала | Мотивация персонала | ПК 2.1; ОК 2; ОК 6 | У 1; У 5; З 4; З 6 | |
Содержание учебного материала | ||||
Сущность мотивации, Процесс мотивации. Потребности и вознаграждения. | ||||
Содержательные теории мотивации | ||||
Процессуальные теории мотивации | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия Деловая игра «Потребности». Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка доклада и презентации «Современные тенденции мотивации персонала в РФ» | ||||
Тема 2.4. Контроль в организации | Контроль в организации | ПК 2.1; ОК 2; ОК 7 | У 5; З 4; З 6 | |
Содержание учебного материала | ||||
Необходимость и сущность контроля. Виды контроля. | ||||
Процесс контроля и анализ его этапов. | ||||
Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Рекомендации по проведению эффективного контроля | ||||
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций (кейс-стади). Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка доклада и презентации «Проблемы совершенствования контроля в организации» |
|
|
|
|
Раздел 3. | Связующие процессы | 12(4л+4пр+4с) | ||
Тема 3.1. Коммуникации в организации | Коммуникации в организации | ПК 2.1; ПК 3.2; ОК 1; ОК 6 | У 3; З 2; З 4 | |
Содержание учебного материала | ||||
Сущность и виды коммуникаций. Анализ коммуникационного процесса. | ||||
Межличностные коммуникации (МК): препятствия на пути МК и рекомендации по повышению их эффективности. | ||||
Организационные коммуникации (ОК): препятствия на пути ОК и рекомендации по повышению их эффективности | ||||
Практические занятия Деловая игра «Коммуникации в организации». Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Паблик рилейшенз - самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью»; «Информационные технологии в системе управления организацией» | ||||
Тема 3.2. Принятие управленческих решений | Принятие управленческих решений | ПК 2.1; ОК 3; ОК 7 ПК 4.1 – 4.5 | У 2; У 4; З 4; З 5; З 8 | |
Содержание учебного материала | ||||
Управленческое решение. Виды управленческих решений. Подходы к принятию решений. | ||||
Анализ этапов принятия и реализации рационального решения. Модель принятия решений Врума-Йеттона. | ||||
Методы и модели принятия управленческих решений. | ||||
Практические занятия Деловая игра «Мозговая атака как качественный метод прогнозирования в управлении» Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Принятие решений на основе информационных систем», «Принятие решений при управлении инновационными проектами» |
|
|
Раздел 4. | Руководство и лидерство в системе менеджмента | 24(8л+8пр+8с) | ||||||
Тема 4.1. Влияние власть и лидерство | Влияние власть и лидерство | ОК 3; ОК 6; ОК 7; ОК 8; | У 1; У 5; З 6; З 9 | |||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Сущность и соотношение понятий «влияние», «власть» и «лидерство». Сравнительный анализ руководства и лидерства. | ||||||||
Необходимость власти. Баланс власти. Формы влияния и власти. | ||||||||
Подходы к лидерству: теория великих людей, поведенческий подход, ситуационный подход. Стили руководства. Модели лидерства. Адаптивное руководство. | ||||||||
Практические занятия Тренинговые упражнения «Лидер в организации». Опрос и тестирование | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Лидерство и руководство в малых группах», «Харизма руководителя и управленческие архетипы» | ||||||||
Тема 4.2. Управление конфликтами, стрессами и изменениями | Управление конфликтами, стрессами и изменениями | ПК 2.1; ОК 3; ОК 6; ОК 7; ОК 9 ПК 4.1 – 4.5 | У 5; З 3; З 9 | |||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Сущность и содержание понятия «конфликт». Источники возникновения конфликтов. Классификация конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах. Управление конфликтами. | ||||||||
Организационный стресс и его природа. Причины стресса. Способы снижения стресса. | ||||||||
Факторы изменений. Природа и методы планируемых изменений. Управление изменениями. | ||||||||
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций (кейсовые задания). Опрос и Тестирование | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Профилактика конфликтов в организации», «Культура ведения делового спора» | ||||||||
|
|
Тема 4.3. Управленческое и деловое общение | Управленческое и деловое общение | ПК 3.2; ОК 6; ОК 8 | У 3; З 9 | |
Содержание учебного материала | ||||
Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Фазы делового общения | ||||
Правила ведения переговоров, деловых бесед, совещаний. Техника телефонных переговоров. Факторы повышения эффективности делового общения. | ||||
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций (кейсовые задания). Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Публичное выступление: типичные ошибки и рекомендации по повышению эффективности публичного выступления», «Подготовка и проведение делового совещания», «Телефонные переговоры: правила и нормы» | ||||
Тема 4.4. Проблемы современного менеджмента в России | Проблемы современного менеджмента в России | ПК 2.1; ОК 1; ОК 8; ОК 9 | У 2; У 5; З 1; З 2; | |
Содержание учебного материала | ||||
Новые требования к управлению. Современные тенденции развития менеджмента. | ||||
Пути повышения эффективности менеджмента. | ||||
Практические занятия Анализ конкретных ситуаций (кейсовые задания). Опрос и тестирование | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка материалов лекции и учебной литературы. Подготовка к тестированию. Составление глоссария по теме. Подготовка докладов и презентаций «Проблемы и перспективы развития менеджмента в России». Написать эссе на тему «Роль менеджмента в моей будущей профессии» | ||||
Всего | 72(24л+24п+24с) |
Вопросы к зачету по учебному курсу «Менеджмент»
1. Сущность и содержание управленческой деятельности. Виды руководителей.
2. Модели и принципы управления.
3. Анализ национальных систем управления
4. Развитие управленческой мысли: подходы и школы к теории управления
5. Современные подходы к управлению
6. Деловая среда организации: структура и новые тенденции
7. Методы анализа деловой среды организации (СВОТ, ПЭСТ и СНВ-анализ)
8. Управленческие решения: сущность, виды, подходы, анализ процесса принятия и реализации
9. Модели и методы принятия управленческих решений
10. Коммуникации в организациях. Анализ коммуникационного процесса
11. Коммуникационные барьеры и пути их преодоления
12. Управленческое и деловое общение: основные виды, правила организации и проведения
13. Планирование, его виды и эволюция в организациях
14. Стратегическое планирование в организациях
15. Миссия и цели организации
16. Эталонные стратегии развития организации
17. Конкурентные стратегии организации
18. Делегирование полномочий. Препятствия на пути эффективного делегирования полномочий и их преодоление
19. Организационная структура и её проектирование.
20. Сравнительный анализ бюрократических организационных структур управления
21. Сравнительный анализ адаптивных организационных структур управления
22. Сущность и содержание мотивации персонала. Мотивирование и стимулирование
23. Содержательные теории мотивации и их применение
24. Процессуальные теории мотивации и их применение
25. Сущность и содержание контроля в организациях
26. Организация эффективного процесса контроля
27. Проблемы и анализ форм влияния и власти в организациях
28. Лидерство: сущность, подходы и теории
29. Управление конфликтами
30. Централизованные и децентрализованные организации. Интеграция структуры
31. Управление стрессовыми ситуациями
32. Управление нововведениями (изменениями)
33. Новые требования к управлению. Современные тенденции развития менеджмента. Социальная ответственность и этика управления.
34. Пути повышения эффективности менеджмента