РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЯ)
«Методология и методы научного исследования»
для ОПОП «38.04.02 – Менеджмент»
Магистерская программа
«Менеджмент и экономика образования»
Екатеринбург 2016
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования».
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург
Составитель: Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии, УрГПУ
И.А. Симонова |
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры экономики и менеджмента
Протокол от 10.09.2016 г. № 1
Зав. кафедрой | С.Л. Фоменко | |
Директор ИМиП | С.Л. Фоменко |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Наименование дисциплины: «Методология и методы научного исследования».
1.2. Область профессиональной деятельности
- управленческую деятельность в организациях любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;
- управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления;
- предпринимательскую и организационную деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
- научно-исследовательскую деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих проблем;
- научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования
1.3. Объекты профессиональной деятельности.
|
|
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и муниципального управления;
- научно-исследовательские процессы.
1.4. Вид (виды) профессиональной деятельности
- аналитическая;
- научно-исследовательская;
· педагогическая.
1.5. Профессиональные задачи.
- аналитическая деятельность:
- анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- научно-исследовательская деятельность:
- организация проведения научных исследований:
- разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- педагогическая деятельность:
- преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов в общеобразовательных и профессиональных организациях, в организациях дополнительного профессионального образования.
|
|
1.6. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины: углубить знания и усовершенствовать умения обучающихся (магистров) в области методологии, теории и технологии научно-исследовательской деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
· актуализировать и углубить знания обучающихся по теоретико-методологическим, методическим и организационным аспектам научно-исследовательской деятельности;
· развить умения системного подхода при организации и проведении научно-исследовательской деятельности:
· подготовить обучающихся к решению задач научно-исследовательской практики.
1.7. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в цикл обязательных дисциплин вариативной части, код дисциплины Б.1.В.ОД.2. Учебная дисциплина осваивается обучающимися на начальном этапе обучения в магистратуре Предшествующей для изучения учебной дисциплиной является учебная дисциплина «Современные проблемы науки производства» (Б.1.В.ОД.1.). После изучения учебной дисциплины обучающиеся могут быть включены в процессы подготовки и проведения научно-исследовательской практики, а также планирования магистерской диссертации.
Для изучения научной дисциплины обучающиеся должны обладать компетенциями предусмотренными программами предшествующего уровня высшего профессионального образования
1.8. Требования к результатам освоение учебной дисциплины:
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3);
способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-8);
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-9);
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-10).
В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен:
В результате освоения курса магистр:
Должен знать:
· особенности научного метода исследования и науки, каксоциального института, как профессии и социокультурной формы деятельности;
· основные направления развития научных исследований в России и за рубежом;
· основные этапы культурно-исторической эволюции науки;
· принципы, уровни методологии научного исследования;
· различия между теорией, методом и методикой научного исследования;
· основные подходы к классификации и типы научных исследований;
· ключевые понятия этого вида деятельности: научное исследование, противоречие, проблема и тема научного исследования, гипотеза научного исследования, стратегия и тактика научного исследования, цель и задачи научного исследования, объект исследования, предмет исследования, база исследования, научный факт;
· основные этапы, операции и процедуры логической схемы исследования;
· основные подходы к классификации методов научного исследования;
· методологию диссертационного исследования, в т.ч. логический аппарат магистерской диссертации;
· действующие правила оформления и представления результатов научных исследований, в т.ч. магистерской диссертации.
Должен уметь:
· выявлять, формулировать и ранжировать проблемы профессиональной деятельности, определять из них ведущие, подлежащие первоочередному решению в ходе научного исследования;
· определять направления, состав исследовательских и проектных работ, определяющие их факторы;
· сформулировать идею, замысел и гипотезу исследования;
|
|
· выделить объект и предмет научного исследования, цели и задачи исследования;
· выделять критерии и показатели для анализа, результативности и эффективности исследования;
· прогнозировать ожидаемую результативность и эффективность от исследования, возможные сбои, негативные результаты;
· определять основные этапы проведения исследовательских работ;
· распределять ресурсы по этапам исследовательских работ;
· формировать исследовательскую группу, определять её численность, состав, специализацию.
Должен владеть навыками:
· выделения компонентов подлежащих исследованию;
· составления рабочей программы научного исследования;
· распределение работ между исполнителями исследования СУ;
· составления программы исследования.
1.9. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
В процессе освоения учебной дисциплины предусматривает различные виды и формы учебной работы: лекции, теоретические семинары, дискуссии, в процессе которых магистры актуализируют и углубляют теоретические знания.
Формирование практических умений по организации, планированию и проведению научных исследования происходит в процессе практических занятий, которые проводятся в активной форме. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал магистров и в игровой ситуации моделировать решение проблем практической деятельности. Освоенные на практических занятиях методы и приёмы закрепляются в ходе самостоятельной работы, сопровождение которой осуществляется на основе применения дистанционных образовательных технологий.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 16 часов контактной работы студента с преподавателем, 92 часа самостоятельной работы студента.
1.10. Форма получения образования
Очно-заочная
1.11 Особенности реализации дисциплины
Образовательная деятельность по дисциплине (модулю) осуществляется на государственном языке Российской Федерации
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
Учебно-тематический план (очно-заочная форма обучения)
№ | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего(в т.ч. в интерактивной форме) | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности | - | |||||
2. | Состав и выбор методов научного исследования | - | |||||
3. | Планирование и организация научного исследования | - | - | ||||
4. | Методология диссертационного исследования | - | - | ||||
Итого: | - |