I. Пояснительная записка. «методология и методы научного исследования»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЯ)

«Методология и методы научного исследования»

для ОПОП «38.04.02 – Менеджмент»

Магистерская программа

«Менеджмент и экономика образования»

 

 

Екатеринбург 2016


Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования».

 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург

 

Составитель: Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии, УрГПУ

И.А. Симонова

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры экономики и менеджмента

 

Протокол от 10.09.2016 г. № 1

 

  Зав. кафедрой   С.Л. Фоменко
Директор ИМиП С.Л. Фоменко

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Наименование дисциплины: «Методология и методы научного исследования».

1.2. Область профессиональной деятельности

  • управленческую деятельность в организациях любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;
  • управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления;
  • предпринимательскую и организационную деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
  • научно-исследовательскую деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих проблем;
  • научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования

1.3. Объекты профессиональной деятельности.

  • процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
  • процессы государственного и муниципального управления;
  • научно-исследовательские процессы.

1.4. Вид (виды) профессиональной деятельности

  • аналитическая;
  • научно-исследовательская;

· педагогическая.

1.5. Профессиональные задачи.

  • аналитическая деятельность:
  • анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
  • научно-исследовательская деятельность:
  • организация проведения научных исследований:
  • разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
  • выявление и формулирование актуальных научных проблем;
  • педагогическая деятельность:
  • преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов в общеобразовательных и профессиональных организациях, в организациях дополнительного профессионального образования.

 

1.6. Цели и задачи дисциплины

 

Цель учебной дисциплины: углубить знания и усовершенствовать умения обучающихся (магистров) в области методологии, теории и технологии научно-исследовательской деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

· актуализировать и углубить знания обучающихся по теоретико-методологическим, методическим и организационным аспектам научно-исследовательской деятельности;

· развить умения системного подхода при организации и проведении научно-исследовательской деятельности:

· подготовить обучающихся к решению задач научно-исследовательской практики.

1.7. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в цикл обязательных дисциплин вариативной части, код дисциплины Б.1.В.ОД.2. Учебная дисциплина осваивается обучающимися на начальном этапе обучения в магистратуре Предшествующей для изучения учебной дисциплиной является учебная дисциплина «Современные проблемы науки производства» (Б.1.В.ОД.1.). После изучения учебной дисциплины обучающиеся могут быть включены в процессы подготовки и проведения научно-исследовательской практики, а также планирования магистерской диссертации.

Для изучения научной дисциплины обучающиеся должны обладать компетенциями предусмотренными программами предшествующего уровня высшего профессионального образования

1.8. Требования к результатам освоение учебной дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3);

способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-8);

способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-9);

способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-10).

В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен:

В результате освоения курса магистр:

Должен знать:

· особенности научного метода исследования и науки, каксоциального института, как профессии и социокультурной формы деятельности;

· основные направления развития научных исследований в России и за рубежом;

· основные этапы культурно-исторической эволюции науки;

· принципы, уровни методологии научного исследования;

· различия между теорией, методом и методикой научного исследования;

· основные подходы к классификации и типы научных исследований;

· ключевые понятия этого вида деятельности: научное исследование, противоречие, проблема и тема научного исследования, гипотеза научного исследования, стратегия и тактика научного исследования, цель и задачи научного исследования, объект исследования, предмет исследования, база исследования, научный факт;

· основные этапы, операции и процедуры логической схемы исследования;

· основные подходы к классификации методов научного исследования;

· методологию диссертационного исследования, в т.ч. логический аппарат магистерской диссертации;

· действующие правила оформления и представления результатов научных исследований, в т.ч. магистерской диссертации.

Должен уметь:

· выявлять, формулировать и ранжировать проблемы профессиональной деятельности, определять из них ведущие, подлежащие первоочередному решению в ходе научного исследования;

· определять направления, состав исследовательских и проектных работ, опре­деляющие их факторы;

· сформулировать идею, замысел и гипотезу исследования;

· выделить объект и предмет научного исследования, цели и задачи исследования;

· выделять критерии и показатели для анализа, результативности и эффективности исследования;

· прогнозировать ожидаемую результативность и эффективность от исследования, возможные сбои, негативные результаты;

· определять основные этапы проведения исследовательских работ;

· распределять ресурсы по этапам исследовательских работ;

· формировать исследовательскую группу, определять её численность, состав, специализацию.

Должен владеть навыками:

· выделения компонентов подлежащих исследованию;

· составления рабочей программы научного исследования;

· распределение работ между ис­полнителями исследования СУ;

· составления программы исследования.

1.9. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

В процессе освоения учебной дисциплины предусматривает различные виды и формы учебной работы: лекции, теоретические семинары, дискуссии, в процессе которых магистры актуализируют и углубляют теоретические знания.

Формирование практических умений по организации, планированию и проведению научных исследования происходит в процессе практических занятий, которые проводятся в активной форме. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал магистров и в игровой ситуации моделировать решение проблем практической деятельности. Освоенные на практических занятиях методы и приёмы закрепляются в ходе самостоятельной работы, сопровождение которой осуществляется на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 16 часов контактной работы студента с преподавателем, 92 часа самостоятельной работы студента.

1.10. Форма получения образования

Очно-заочная

1.11 Особенности реализации дисциплины

Образовательная деятельность по дисциплине (модулю) осуществляется на государственном языке Российской Федерации


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план (очно-заочная форма обучения)

 

    №       Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего(в т.ч. в интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные
1. Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности         -  
2. Состав и выбор методов научного исследования         -  
3. Планирование и организация научного исследования     -   -  
4. Методология диссертационного исследования     -   -  
Итого:         -  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: