Обращаться друг ко другу по имени и на «ты»

Не буду останавливаться на этом соглашении, - мне показалось, оно достойно отдельной главы. Что я и сделала…

Распорядок групповых занятий.

Тоже кратко – важно договориться о времени начала и конца занятий на протяжении всех дней тренинга и о перерывах. Я обычно называю длительность обеденного перерыва – от 40 минут до 1 часа, но не говорю точное время его начала. Ясно, что обед должен быть в обеденное время, но конкретно сказать невозможно, перерыв должен быть логическим в работе. Проблематично запланировать слезы или злость участников тренинга, прерваться в такой момент – потерять материал для работы и… в общем, это непрофессионально.

Искренность и открытость.

Суть этого соглашения - говорить о том, что думаем, чувствуем, ощущаем на самом деле, а не то, что может понравиться окружающим. Чувства каждого присутствующего – это еще и достояние группы. Поэтому приветствуется любое проявление чувств, даже если кажется, что это неуместно. Кроме того, договариваемся искренне отвечать на вопросы и давать «обратную связь». Это все очень важно проговорить, но на самом деле атмосфера искренности и открытости создается самим тренером. Об этом – тоже в отдельной главе.

Здесь и сейчас»

Конечно, мы не ставим цель отказаться от воспоминаний, и, по-видимому, очень важно иногда высказать свою мировоззренческую позицию. Но процесс тренинга ценен тем, что есть возможность анализировать именно текущий момент. В жизни редко предоставляется такая возможность – мы либо погружаемся в свои мысли о том, что уже произошло, либо планируем и обдумываем будущее. Необходимо быть очень внимательным к своему состоянию в процессе тренинга и, по возможности, говорить об этом.

Принцип «здесь и сейчас» останется лишь принципом, если со стороны тренера не будут звучать вопросы: «Что ты чувствуешь? Что сейчас с тобой происходит? Почему ты говоришь об этом именно сейчас?» Если эта привычка – быть в моменте, развита у тренера, тогда остальные очень быстро освоят ее.

Не оценивать и не давать советов.

Очень актуально для новичков в тренинговом деле. Если избегать частицу «не», то это соглашения безоценочности и «антисоветизма». На деле оно означает избегать фраз типа: «мне кажется, ты поступил плохо», «На твоем месте я бы…», «Я советую тебе…» и т.п. иначе тренинг станет похож на одну из многочисленных телепередач «про психологию»

Внешняя безоценочность, конечно, не всегда предполагает внутреннюю, но привычку развивает. Объяснить необходимость этого соглашения необходимо с позиции безопасности тренинга для всех присутствующих, бережного отношения к личности другого. О своем понимании безоценочности и ее проявлении - тоже расскажу отдельно.

Право сказать «стоп»

Если кому-либо из участников не захочется выполнять какое-либо упражнение, отвечать на вопрос, он может воспользоваться правом «стоп». Поводом для отказа может служить сильный психологический дискомфорт или боль, которую не хочется усугублять. Необходимо подчеркнуть, что это единичные случаи, т.к. присутствие наблюдателя, не участвующего ни в чем, и ничего о себе не говорящего, плохо сказывается на работе всей группы.

Я всегда забываю об этом соглашении, напоминает кто-то из группы. Видимо, сказывается опыт прохождения других тренингов. Если целью личностного тренинга является самопознание, то встреча с болью – это именно тот шанс, когда от нее можно избавиться. Может быть, стоит сказать об этом соглашении, чтобы все присутствующие знали, что они могут этим воспользоваться, но это не обязательно, что они должны это делать. И дело не в боли, а в том, какими методами с ней работать.

Ну, пожалуй, хватит. Соглашений не должно быть слишком много. Во-первых, потому, что все равно все не запомнятся. А во-вторых, это приведет к излишней заорганизованности процесса. Необходимо предусмотреть, что еще какие-то соглашения предложат сами участники. А для себя приметить: «этому человеку важно, чтобы соблюдалось то, о чем он сказал. Почему?» Мы еще только принимаем соглашения, но работа уже идет.

 

По имени и на «ты»

 

Это одно из соглашений тренинга, - называть друг друга по имени и на «ты». При всей своей простоте ни одно соглашение так часто не нарушается, как это. Существует норма, принятая в обществе, обращаться к мало знакомой человеку или тому, кто тебя старше, на «Вы», и уж совсем недопустимо, чтобы молодая девушка называла ровесницу своей матери «Ольгой», а не «Ольгой Ивановной». По этому неискушенные тренинговой работой принимают такое положение дел «в штыки», мол, это неуважение. При чем продолжают это твердить даже после того, как старший по возрасту человек их заверит, что ему нормально и комфортно обращение на «ты». Между тем, соглашение должно выполняться, это не просто ритуал, здесь кроется глубокий смысл, который может повлиять на весь ход тренинга.

Я присутствовала в качестве участника на тренинге своей знакомой. Тренинг был личностный, группа состояла из менеджеров и психологов, работающих в фирмах. Соглашение не озвучивается и все друг другу «выкают». Через пару часов я не выдерживаю и произношу в круг: «Я прошу у группы разрешения называть присутствующих на «ты» и обращаться ко мне так же. Я привыкла к такому обращению на тренингах и все равно буду сбиваться. Так что, если вам не сложно, выполните, пожалуйста, мою просьбу. Кто против, чтобы я называла его на «ты»?» Никто не протестовал, и вслед за мной на такое обращение перешло полгруппы. После первого дня тренинга мы долго обсуждали создавшееся положение с тренером. Ее не устраивал ход тренинга, его динамика, стремление людей удержаться за социально-привычную роль, нежелание раскрываться. Группа как бы разделилась надвое – искренних и открытых, тех, кто уже в первый день позволили себе быть несовершенными и готовыми к обучению, и тех, о ком я уже упомянула. В ходе анализа всплыла интересная деталь – именно они упорно держались за «Вы». Тренер объяснила, что не считала это соглашение важным, к тому же полагала, что это создаст дополнительный дискомфорт и помешает людям работать. Вышло все наоборот. Личностная работа весьма проблематична, если в группе не созданы условия, отличные от «деловых». Тренинг - это не рабочее совещание, здесь неважно, сколько лет ты живешь на земле, какую должность занимаешь и каких званий удостоен. Каждый участник тренинга уважаем за то, что он уникальная личность и просто человек. Это одно из противоречий тренинга – мы все разные, но мы все одинаковые. Эффект бани, если хотите, когда одновременно видишь и свою похожесть на остальных и свои особенности. В бане невозможно играть роль кандидата каких-нибудь наук или руководителя какой-нибудь конторы, все становятся естественными и перестают играть. Сослуживцы, вместе придя в баню, быстро чувствуют комичность ситуации, когда обращаются друг к другу привычным образом. Тренинг – это тоже своеобразная баня. В одной группе могут присутствовать и декан факультета и студент первого курса, у меня была такая ситуация, правда приехали они из разных городов. Во время первых своих тренингов мне хотелось слиться с окружающей действительностью или тихо уползти из аудитории, когда кто-нибудь произносил что-то вроде: «…Я доктор психологических наук, зав. кафедрой, руководитель направления…». А если еще лет на 20 старше! Но деваться некуда, это мой тренинг и этот человек приехал и рассчитывает, что я, как тренер, ему помогу. Иду на страх, и первый шаг – по имени и на «ты», а дальше – равное ко всем отношение, обычная работа, забыть про регалии и возрасты, есть только индивидуальные особенности, поведение, чувства…

 

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Я думаю, что мне не стоило в этом упражнении брать на себя основную роль…

- Это ты думаешь, а что чувствуешь?

- Растерянность…

- Это состояние, а что чувствуешь?

- Не знаю.

- А если бы знала, что это было бы за чувство?

- Ну, наверное, мне стыдно…

 

Вот так, о том, что тщательно скрывается под социальной маской и уже долгое время никому не показывается. И нет уже зав. кафедрой, есть женщина, которая испытывает стыд и обвиняет себя за свое поведение.

Еще одна причина, по которой «Вы» неуместно на тренинге, это множественное число, которое может подразумеваться за этим местоимением. Помните, как у К. И. Чуковского, ребенок недоумевает: «Мама! Почему дядя говорит мне «Вы», как будто меня много?!» Подобная ситуация может возникнуть и на тренинге. Предположим, работа в паре, а потом вопрос тренера: «Какие выводы сделали Вы?» И не понятно, о чем идет речь – общие выводы должны были сделать двое или каждый имеет право на свое мнение, и обращение относилось к одному участнику?

Нежелание обращаться на «ты» явное (что бывает редко) или автоматически не замечаемое можно вытащить «за ушко да на солнышко» и поисследовать. Ведь это о чем-то говорит и что-то означает. Вадима на тренинг записала мама. С ее слов, «мальчик связался со взрослой женщиной и она оказывает на него дурное влияние». «Мальчиком» оказался 28-летний мужчина с дипломом юриста, ответственной должностью, высокий и широкоплечий. Рядом с таким женщине хочется стать слабой и беззащитной, капризничать и кокетничать. Но через некоторое время я ловлю себя на прямо противоположном поведении. А именно, я постоянно обращаю на Вадима внимание, озабочена его самочувствием, стремлюсь оказать ему какую-нибудь услугу – подать фломастеры или листок бумаги… А «мальчик» кушает мое тренерское внимание огромными кусками, да и не только мое. Подобное поведение прослеживается у большинства женщин-участниц. В перерыве анализирую, что происходит, как ведет себя этот мужчина и что он делает такого, что тетеньки стремятся его опекать? И первое, что лежит на поверхности – он ко всем обращается на «Вы». Причем делает это с таким чувством уважения и даже почитания, что никому (и мне в том числе) в голову не приходит его исправлять и напоминать о соглашении. Итак, поведение определило роли: он – мальчик, послушный и прилежный, готовый учиться и делать все так, как скажете; я – взрослая женщина, учительница, наставница, должна не только учить, но и заботиться, переживать за своего подопечного. Вот так незаметно я была втянута в привычную для этого молодого человека игру. Велика вероятность, что то же самое он проделывает в своей жизни со всеми женщинами, которым знакомо ощущение заботы о слабом. Это и мама, и та самая «взрослая женщина». А другого у него и быть не может. По крайней мере, пока он не осознает, что происходит.

После перерыва начинаю настаивать на соблюдении правила. При этом проговариваю все, что поняла и чувствую сама. Многие женщины, сидящие в кругу, закивали головами, значит, с ними происходит то же самое. Ох, как тяжело дается Вадиму это «ты». Как непривычны партнерские, равные отношения с женщинами! После тренинга многое произошло в его жизни. Обо всем не буду, скажу лишь, что он ушел от «взрослой женщины», но мама все равно была очень недовольна, потому что «мальчик перестал ее слушаться». Я встретила Вадима через полгода, он шел за руку с совсем молоденькой девушкой и представил ее, как свою невесту. Девушка прижималась к его плечу, выглядела слабой и беззащитной и кокетливо надувала губки. Ну, что ж, теперь он научился обращаться к женщинам по имени и на «ты» и, возможно, осваивает свой противоположный полюс – взрослого, заботливого, сильного мужчины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: