В помощь тренеру, страдающему амнезией на имена

· Если у вас хорошее зрение и хорошие организаторы - попросите приготовить для всех участников бэйджи, особенно, если группа большая. Но это вовсе не значит, что на протяжении всего тренинга можно сначала смотреть человеку на грудь (там надпись), а затем – в лицо. Имена запомнить можно, даже если в группе 20-25 человек. Это труд, но он того стоит. И вообще, кто вам сказал, что у вас плохая память на имена? Не помните, как звали вашу воспитательницу? А зачем вам это надо?

· Итак, первый шаг – надпись с именем, которую сделал сам участник. Лучше предложить людям маркеры или фломастеры разного цвета. В таком случае одинаковые имена, написанные разным цветом, будут восприниматься и запоминаться лучше: «Это две Наташи. Но одна из них «красная» (теплая, активная, жизнерадостная), а другая «синяя» (цвет моего любимого пальто)». Каждый напишет свое имя по-своему, что тоже облегчит запоминание (не говоря уже, что это материал для работы!) – «Тата», «Татьяна», «Таня», «Танюша», «Татьяна Л.». Даже если в вашей группе их несколько, это не оправдает вас, когда «Таней» будет названа «Лена».

· Второе – напишите имена сами. По мере прохождения первого шерринга и знакомства пишите под номерами имена и еще какую-нибудь информацию о человеке. Я пишу город, откуда приехал участник, кратко – что он ждет от тренинга. Очень кратко, прежде всего беседа, но несколько слов записать все-таки нужно. Некоторые тренеры рисуют на листе круг, обозначают крестиком свое место, и далее – заполняют круг именами. Получается своеобразный план местности с отметками, кто где сидит.

· Следующее – свяжите имя с внешностью: «Ну, надо же, такой огромный, а зовут Павликом», «Мила – и правда, это имя ей очень идет, гораздо больше, чем Людмила», «Светлана – светлая, а эта Света черненькая»

· Ищите ассоциации. Ваше сознание все равно их находит, сделайте этот процесс осмысленным. Наверняка, вы запоминаете лучше имена, если так же зовут вашу маму, сына, подругу, директора. Круг можно расширить за счет имен школьных друзей, бывших соседей, мальчишки-хулигана из собственного детства. Вы уже так давно живете на земле, что люди с этими именами на вашем пути уже были. Происходит процесс запоминания приблизительно так: «Это Олег. Так звали тренера в бассейне, где я занималась. Он и внешне похож на спортсмена». Итак, имя вы запомнили. Но будьте осторожны – если вслед за этим чувствуете, что беспричинно побаиваетесь Олега, значит, это имеет отношение к тренеру, то есть чистой воды контрперенос. Мне могут возразить, мол, зачем тогда ассоциации искать, если они к проблемам приводят. Но, повторяю, это все равно происходит неизбежно, так лучше держать процесс под контролем.

· Во время знакомства задайте каждому участнику вопрос, обратившись по имени. «Оля, ты откуда приехала? Настя, где ты работаешь? Саша, что ты хочешь получить от тренинга?..» Да мало ли можно задать вопросов! Мы все равно их задаем, важно следить, чтобы они звучали адресно.

· «Поиграйте» с именами. В зависимости от ситуации, чувства, темы имя можно называть по-разному. У женщины дрожит голос, но она из последних сил сдерживается, - «Надюша, а что сейчас с тобой происходит?» И все – пошли чувства. Она превратилась в маленькую, обиженную «Надюшу», позволила себе показать себя слабую. «Надежда, подумай, что сейчас с тобой происходит?» - вопрос тот же, но энергия другая. При помощи имени можно что-то усиливать, а что-то сводить «на нет». Если человек на своем бэйджике написал «Александр», это вовсе не значит, что на протяжении тренинга к нему нужно обращаться только так. Скорее всего, это его самое привычное состояние – быть «Александром». Но назовите его «Сашей», «Сашкой», «Сашулей» и он будет разным. Имя может стать ключиком к спрятанным, тщательно скрываемым сторонам «Я». Если не боитесь с ними встретиться, - дерзайте. Только помните, что игра хороша тогда, когда она естественна.

· Включите в содержание тренинга упражнение на запоминание имен. Их великое множество, и что-то подобное вы проводите во время разогрева. Цель запомнить имена преследуют не только участники, но и тренер.

· Во время первого перерыва проанализируйте имена участников: сколько одинаковых имен, редко встречающихся, есть ли в группе ваши тезки. Читайте имя и вспоминайте человека – где он сидит, как выглядит. На следующий день по пути на тренинг воспроизведите в памяти всех участников своей группы и вспомните имена.

· Когда группа работает самостоятельно, тренер тоже работает. Можно не просто наблюдать за процессом, но и пробежаться глазами по каждому и вспомнить его имя. В это время есть возможность устранить «пробелы» в памяти – заглянуть в свои записи, посмотреть на бэджики. Вобщем, было бы желание.

Безоценочность?

 

Без оценки… ни хорошо, ни плохо… никак… безразлично. Если это о безоценочности, то я - против. Тренер, похожий на биоробота с приклеенной улыбкой на лице, неизменной, что бы не происходило – хоть рыдайте, хоть радуйтесь, твердите о несправедливости и обвиняйте, агрессируйте друг на друга и злословьте, лицемерьте и старайтесь угодить… Тренинг – жизнь в миниатюре, под увеличительным стеклом если хотите. Какой ты на этом тренинге, тренер? Неужели в твоей душе все так же незыблемо, как и на лице? Или ты скрываешь тщательно свои чувства, или действительно все происходящее тебя не волнует, или ты представляешь себя буддийским монахом, спокойным и невозмутимым. Я не видела тех, кого называют святыми или просветленными, думаю их на нашей планете немного и, кроме этого внешнего, в них есть, наверное, то внутреннее, что позволяет им быть истинно безоценочными.

Оценивание… черное – белое… прав – не прав… я знаю, как надо… я лучше, а вы хуже. Так уж мы устроены. С самого момента появления на свет лучшим ориентиром в окружающем мире является его оценивание. Сделали больно, накричали, обманули – это плохо и человек, который это сделал тоже плохой, а если порадовали, развеселили, что-то подарили – другое дело, это хороший человек. Только позже, постигая жизнь на собственном опыте, устанавливая причинно-следственные связи, размышляя над прочитанным, разглядывая восточную манаду или беседуя с мудрым человеком, мы вдруг начинаем сомневаться в своих оценках, начинаем видеть в черном белое и в белом черное и вообще понимаем условность того, что раньше называли “хорошо” и “плохо”. Но это процесс, а не результат, и вся прошлая жизнь и прошлый опыт не могут позволить нам в одно мгновение, по воле разума стать безоценочными. Я не верю тренеру с улыбкой Джаконды, мне хочется чего-то более естественного, чтобы в ответ на мои слова что-то поменялось на его лице, мне не нужно оценивание, я хочу участия.

Как я любовалась, глядя на работу этой женщины! Мне нравились все ее тренинги, наполненные чувствами, мыслями, очень динамичные и поэтому очень результативные. Была ли она безоценочна? Наверное, нет. Слова и фразы: “Вот и молодец!”, “Замечательно!”, “Умничка, поздравь себя за это!”, звучали на тренинге довольно часто. А иногда тренер хмурилась, становилась очень серьезной и задавала вопросы, которые “били прямо в цель”. Это были “неправильные” вопросы и иногда звучали они как-то не по-русски, но как они заставляли человека задуматься! “И как ты со всем этим живешь?” - вопрос к женщине, которую бьет муж. – “Да я и не знаю, наверное, привыкла, может быть, я его люблю…” – “Ты любишь, когда тебя бьют?”. В этом нет осуждения, но есть участие. Есть понимание человека человеком и осознание, что все не так просто и прямолинейно, как это выглядит на экранах телевизоров, в многочисленных ток-шоу: “Он бьет – он плохой, ее бьют – она хорошая, ей надо помочь. Если он ее перестанет бить, все будет хорошо. Мы осудили его и дадим советы ей. Happy end”. Под безоценочностью на тренинге я понимаю принятие и неосуждение. Это не просто слова, это позиция, которая будет проявляться в поведении. Принятие без стремления переделать человека, без активного навязывания своего образа мыслей и образа жизни.

Светлана пришла на тренинг, чтобы повысить свою квалификацию. Предложили на работе, она не отказалась, но о том, что тренинг предполагает личностную работу, поняла только в процессе. Держалась Света особнячком, во всем принимала участие, но больше наблюдала, была очень внимательна к происходящему, хотя о себе почти не говорила. На следующий день Свету “прорвало”. Она очень горячо стала говорить, что все происходящее бессмысленно и что “вы все заблудились”, и никакие проблемы психологи решить не помогут и единственный путь – это идти к Богу. Речь была очень агрессивной, осуждающей и в считанные минуты вся группа ополчилась против одного человека, тренинг грозил перерасти в идеологическую потасовку. Все осуждали Светлану за то, что она осудила их и нарушила договор о безоценочности. Вот уж воистину: “Не судите, да не судимы будете…”. Я обратилась к Светлане и попросила ее принять этих людей такими, какие они есть, позволить им идти своим путем, совершать свои ошибки и если им суждено прийти к Богу, то не в силу осуждения, страха наказания или моды. Принятие меня всегда привлекало в истинно верующих людях. Света успокоилась. Она была готова к борьбе, но я в нее не вступила. И не осудила ее ни за образ мыслей, ни за враждебность речи. На следующий день очень многие участники говорили о своей вере: в Бога, в Высший разум, Вселенную, Справедливость. Это было не показное, очень личное, иногда с трудом выражаемое в словах. Я полагаю, происходило это потому, что люди не побоялись быть опровергнутыми, не принятыми, не понятыми. Свету группа приняла. Я это почувствовала по многим признакам: к ней обращались часто, называли по имени, она перестала выделяться среди остальных, стала частичкой группы, не такой же, как все, но частью целого. В последний день она принесла пирожки, угощала всех – добрая, спокойная женщина…

Относятся ли слова поддержки к оцениванию? Несомненно. А без поддержки личностный тренинг превращается в исследовательскую лабораторию – поработали, что-то поняли в себе, в других, и разошлись с выводами. Но люди- то приходят за б о льшим, и за поддержкой в том числе. Что касается слов, то, на мой взгляд, как и во всем, что касается тренинга, важна мера.

На тренинг пришла девушка и на первом же шеринге стала говорить о низкой самооценке, мол, я глупая, толстая, некрасивая. Приводила примеры из детства, когда слышала эти слова от родителей и сказала о своем намерении избавиться от всего этого и узнать о себе что-то хорошее, за что можно себя уважать. Группа ей очень сопереживала и не только во время работы, но и в перерывах. Люди убеждали девушку в том, что она очень милая, обаятельная, искренняя, приводили примеры из своей жизни, когда боролись со своими комплексами. Это нужно было и говорящему и слушающему. Но постепенно все доводы иссякли, все случаи описаны, добрых слов сказано очень много, а девушка продолжает плакать и твердить: “Я глупая, толстая…”. Для нее – это самый удобный способ получать внимание и участие со стороны окружающих, и слова, то есть оценка “ты хорошая”, не так важны, как сам процесс получения этой оценки. Так она привыкла поступать, не осознавая способа и не придавая значения результату. В этом важно было разобраться, не просто преподать девушке урок, нет такой задачи на тренинге, а дать возможность осознать и что-то изменить.

Группа может принимать, а может отвергать кого-то из своих членов, и это тоже оценивание. Пусть даже не звучат слова: “Ты не такой, как мы и нам это не нравится”, но поведение и отношение участников может быть именно таким. Молодой парнишка с прической “под панка” и в рваных джинсах уже всем своим видом бросает вызов этим чистеньким, благополучным тетенькам и дяденькам. Он самый младший в группе и все присутствующие возраста его родителей. Попадать в подобные ситуации для него привычно, он их сам создает: то придет на собеседование в престижную фирму устраиваться на работу, то в школу к младшей сестре на родительское собрание. Он готов к борьбе, он умеет и любит бороться, слышать слова осуждения, ловить на себе оценивающие взгляды. Но нынешняя ситуация не типична, он пришел на тренинг. Я подозреваю, что где-то в глубине души у него уже есть намерение прекратить борьбу с “благополучным миром” и именно за этим он сюда пришел, хотя в словах это не озвучено. Но все участники как будто не замечают его вызова, каждый занят своими переживаниями. Вот, к примеру, у этой женщины обе дочери больны СПИДом и случилось все это как-то неожиданно: девчонки-близняшки поступили в институт, поселились в общежитии и через несколько месяцев отец их увозил домой с исколотыми руками… Трагедия. И парнишка начинает сопереживать, неумело, коряво выражать свое участие. Оказывается, у каждого есть своя боль и чтобы утихомирить ее не обязательно объявлять миру войну. Я встретила его через месяц. Он сделал вид, что возник на моем пути случайно, может, так оно и было. Все тот же “панк”, дырки тоже на месте, но он искренне приветлив. Рассказал про свою сестру, что возраст у нее опасный, нужен глаз да глаз, а родителям не до них. Вот и приходится ему, как старшему за сестрой следить, чтобы с ней ничего не случилось. Я слушаю и думаю: “Как же он повзрослел за этот месяц”. На прощание парнишка сказал: “А ведь вы меня первые поняли, человека хорошего во мне разглядели. И никто меня не обозвал. Здорово. Мне понравилось”. Осуждения действительно не было. Мне не пришлось как-то вмешиваться в эту ситуацию. Но так случается не всегда. Когда вся группа ополчается против одного и делает это “безоценочно”, тренеру надо что-то предпринять. Это не имеет ничего общего с конфронтацией. Отличие заключается в негативном отношении: “Ты не такой, как мы, и за это мы тебя осуждаем”. Могут ли участники тренинга получить пользу из этой ситуации? Конечно, могут, если сумеют осознать, что происходит.

Миф о том, что красавицам легче живется – не более, чем миф. И, хотя психологические исследования свидетельствуют о том, что красивые люди располагают к себе и вызывают доверие, на тренинге я видела неоднократно, что яркая, подчеркнутая красота становится объектом осуждения и даже нападения. Людмила часто ходила на тренинги, потому что училась на психолога. И было в этом больше мазохизма, чем пользы. Схема приблизительно такова: с самой первой минуты тренинга она чувствует напряженное отношение к себе со стороны участников, затем оно нарастает, и, в момент какого-нибудь упражнения, достигает максимума – Людмилу отвергают. Дальше – “разбор полетов” и при этом и тренер, и группа, дают понять – сама виновата. “А в чем? Что вызывает такие яркие негативные чувства?” – пытается понять женщина. А в ответ что-то насчет высокомерия, вызывающего поведения, неумения ладить с людьми. Когда Людмила зашла в аудиторию, я мысленно сказала: “Ах!”, а потом испугалась, почувствовала, что мое женское “я” находится в состоянии ущемленном, и по реакции окружающих женщин поняла, что со многими происходит то же самое. Люда не просто красива, она вызывающе красива – модная одежда, подчеркивающая все достоинства фигуры, макияж, прическа – все на высоте. И, увидев, почувствовав, что происходит, я уже могла спрогнозировать финал – они ее будут выживать из группы. Все хорошо понимают, что это тренинг, надо быть безоценочным и принимающим, но что-то более сильное и глубокое, чем осознавание этого факта, заставляет людей вести себя именно так. А Людмила, без конца попадая в одно и то же положение, выработала защитное поведение, которое лишь усугубляет ситуацию. Но об этом – позже. Это, на мой взгляд, как раз тот вариант, когда стоит разобраться не только с состоянием одного человека, но и с позицией и чувствами группы. Я не буду описывать все, что происходило, и что делала я, как тренер. Скажу лишь, что не ошиблась, и осуждение проявилось очень быстро и очень ярко, хотя и без явных слов, замаскированное, мол, мы тебе даем понять, какая ты. После долгих вопросов – ответов докапываемся до истины – чувство, которое сейчас преобладает – чувство страха. А основная мысль такова: “Я ее боюсь, потому, что она не похожа на меня”. И дальше – поведение: показать свое недоверие, неприятие, осуждение. Когда дошла очередь до Людмилы, она расплакалась. Оказывается, первый раз на тренинге случилось так, что предметом обсуждения стала не она, а отношение группы к ней.

Не осуждать тяжело. Мы осуждаем поведение своих детей, сами же его провоцируя, осуждаем людей, которые живут не так, как мы, в тайне завидуя им, осуждаем все, что “слишком” и все, что “не как у нас”. Мы люди, и мы не совершенны. Тренинг – тоже про жизнь, но и про то, как сделать ее лучше. Научиться, приблизиться, понять и не осуждать. Потренируемся?

 

 

РАЗОГРЕВ

 

Бодренькое такое слово – разогрев. И смысл в нем заложен соответствующий – процесс, в результате которого всем становится теплее, психологически, конечно. Разогрев – традиционный компонент тренинга и большинство тренеров включают его в свою работу, но зачастую по принципу “хуже не будет”. Хуже действительно не бывает, но может быть еще лучше, если к выбору упражнений разогрева подойти осознанно.

Итак, прежде всего, давайте решим, какие факторы влияют на выбор упражнений разогрева. Если говорить об объективных, то их два – это количество участников в группе и их взаимоотношения до тренинга – знакомы ли они, в какой степени, характер отношений. Опишу несколько комбинаций, которые получаются в результате скрещивания этих факторов и разогрев, приемлемый в этих случаях.

Маленькая (до 8 человек) и знакомая группа. В одном маленьком городке, где мало образовательных учреждений, в которых мало работающих психологов, возникло большое желание в проведении тренинга. Люди собрались вместе, а было их семь человек, и решили пригласить тренера. Объективные условия: маленькая группа, знакомые между собой люди, находящиеся в деловых взаимоотношениях, объединенные по принципу общности интересов. Еще я подозреваю, что между ними есть доверие, симпатия, иначе бы они не решились вместе прийти на тренинг. Ну, и, конечно, высокая мотивация на личностную работу – они посвящают тренингу свои выходные, выбирают тему, ищут тренера, организовывают помещение, платят деньги, наконец. Казалось бы, все так замечательно, может и разогрева не стоит? Да, упражнения разогрева в этом случае будут немногочисленные, но смысл в них все же есть – необходимо, чтобы они позволили участникам увидеть друг друга не как коллег-психологов, а как женщин со своими особенностями характера, привычками, образом жизни. Иными словами – усилить личностный фактор. Еще важно, чтобы они почувствовали себя группой, ощутили общность. Ну, и фактор занимательности, конечно, тоже должен присутствовать. Я не могу предложить им упражнения в парах – их нечетное количество. Места для передвижения тоже не очень много, можно рассчитывать только на площадь внутри круга. Сопоставив все это, я выбираю две игры.

Менялки”. У этой игры могут быть разные названия, но я выбрала именно это – недлинное и отражающее суть. Игра заключается в том, что надо быстро поменяться местами по наличию какого-либо признака. Стульев на один меньше, чем участников. Тренер тоже может принимать участие, особенно если группа малочисленна. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим и придумывает новый признак. Выглядит это, приблизительно, так: “Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья или сестры (кошки, собаки, кто живет выше третьего этажа, кто слушает классическую музыку, кто умеет вязать и т.п.)”. После веселых, шумных перемещений можно предложить вторую часть этой игры – назвать по одному факту, который выяснился в процессе игры о каждом участнике. Например: “Я узнала, что у Лены есть огород”, “Я узнала, что Света любит читать детективы”. Диагностическая ценность этой игры в том, что чем более личностно направленные признаки будут загадываться в процессе игры, тем больше открытость группы. А если участники ориентируются на внешние признаки, к примеру, цвет волос, наличие сменной обуви, значит степень их открытости не очень высока. Тренер, принимая участие в игре, может дать пример более глубокого содержания.

“Импульс”. Эта игра тихая, требующая сосредоточения. После “Менялок” она позволит успокоить людей, переключить их на более тонкое восприятие. Итак, люди сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий, сжимая руку соседа, посылает импульс, который передается по кругу. Как только импульс возвращается, ведущий произносит “стоп”. Дальше – задание усложняется. Время прохождения импульса фиксируется, и перед группой встает задача – сделать все как можно быстрее. После того, как группа достигла высокого результата (время, о котором договорились), импульсы посылаются ведущим в обоих направлениях одновременно, и только после того, когда они вернутся, так же, одновременно, ведущий говорит “стоп”. Здесь тоже учитывается время, а выполнение поставленной задачи обычно отмечается громким: “Ура!”. Эта игра чем-то похожа на ритуал – круг, сцепленные руки, их пожатие, что тоже создает чувство общности. Тренеру лучше взять на себя роль таймера – засекать время, а ведущих по ходу игры можно менять.

Средняя (9-16 человек) и малознакомая группа. Иногда люди ходят на тренинги компаниями. Им нет дела до того, что со знакомыми людьми лучше на тренинге не присутствовать – они ходят и им нравится. Одна такая компания приехала на мой тренинг из далекого уральского города. Они вошли все вместе – пять человек, шумные, веселые и остальные участники стали еще тише и настороженнее. Расклад такой: группа двенадцать человек, из них пять – хорошие знакомые, а остальные – посторонние (пока) друг другу люди. Первое, что необходимо сделать – “перемешать” группу, иначе разделение на подгруппы будет чувствоваться до конца тренинга. Дальше – познакомить. Если у человека в группе есть знакомые, он не будет стремиться знакомиться с остальными. Помещение у нас большое, просторное, без лишней мебели, значит, будем двигаться. И еще, особенность тренинга – это “Внутренний ребенок”, требующий глубокой и тяжелой работы. Очень долго раскачиваться нельзя, уже через пару часов будет упражнение, требующее доверия и открытости.

“Линейка ”. Игра простая, но почему-то очень долго участники не могут понять, что значит выстроиться в шеренгу (линейку). Встают в затылок друг другу, дугой, собираются кучками… в общем, с геометрией проблемы. Но если над этим мягко подшутить, то общий смех стоит всей этой неразберихи. Правила таковы: выстроиться в шеренгу по нарастанию (убыванию) признака: по количеству видимых пуговиц, по размеру обуви, по длине волос и т. д. Когда участники в этом деле поднатореют, дадим усложнение – не разговаривать. А ну-ка, попробуйте выстроиться молча по дням рождения, начиная от января и до конца года! Помимо того, что люди начинают активно общаться, пусть даже без слов, тренер наблюдает и делает выводы – кто как действует? Кто взял на себя роль лидера? Кто проявил креативность? Кто пассивен и позволяет себя двигать, как мебель? В общем, диагностика, которая может ох, как пригодиться.

В связке ”. Игра экстримального разогрева. Без особой надобности лучше не применять. В ней есть тесный телесный контакт, а он для наших людей не очень привычен. Нам легче поговорить, даже в глаза посмотреть, а вот трогать друг друга, соприкасаться – это не сразу. Однако я использую эту игру для разогрева, просто чувствую, с какой группой она пойдет, а где лучше чем-то заменить.

Все участники встают в шеренгу, берутся за руки и “закручиваются” по спирали, образуя тесный кружок. А тренер это дело еще больше усиливает – обматывает веревкой на уровне бедер, не очень туго, но достаточно плотно. И так они оказываются в общей связке. А дальше – надо переместиться в противоположную часть комнаты (а иногда – и вернуться обратно) и при этом каждый должен назвать свое имя и сказать о себе три каких-либо факта. Со стороны это выглядит так: ползет по комнате клубок из десяти – двенадцати человек и из него доносится: “Я – Саша, я катаюсь на горных лыжах, у меня есть маленький сын, я коллекционирую джазовую музыку”, “Я – Надя, я была в Индии, я люблю долго спать, у меня в квартире растет фикус” и т.д. Когда они дойдут до конца, станут почти родными. Но праздновать победу после выполнения задания не стоит, имеется продолжение. А именно – возвращаете всех на стулья и предлагаете рассказать друг о друге, каждый об одном человеке. Ну, и, конечно, вспомнить имена. Вот теперь – все. Группа, у которой это получилось и сопровождалось яркими положительными эмоциями, разогрета, я Вас уверяю!

Большая (17 и более человек) и незнакомая группа. Для меня это – привычный вариант. Люди пришли на тренинг разными путями: по рекламе в газете, по рекомендации знакомого, по случайности, потому что некуда больше идти. Их набралось много, и все видят друг друга в первый раз. Казалось бы, какая уж тут открытость, по именам бы всех запомнить. Но все случается наоборот: незнакомые люди открываются быстрее (“эффект купе”), а большое количество гарантирует богатый психологический “материал” и высокую энергетику. В разогреве будем запоминать имена – это важно, лучше узнавать друг друга и делать команду.

А поскольку первый шеринг был очень долгим, начнем с перемещения.

“Бруновское движение”. Игра многим знакомая, но из-за большой вариативности, воспринимается людьми с удовольствием. Это что-то из физики, в которой я ничего не понимаю. Суть в том, что все беспорядочно двигаются, а потом соединяются, по какому-нибудь признаку. Соединение происходит “под ручку”, и, желательно, побыстрее. Для тренировки предложим соединиться по тройкам, четверкам, а дальше – на Ваше усмотрение и фантазию. Я объединяла людей по цвету глаз и по сезонам, в которых они родились, по наличию детей и домашних животных, по этажам, на которых они живут и по отличиям в одежде… Если внимательно следить за выражением лиц во время игры, можно сделать приблизительные выводы об открытости и доверии. Когда игра доставляет удовольствие, человек весел и подвижен, значит и остальной процесс у него пойдет легко, и – наоборот. Эта игра тоже включает телесный контакт, хотя и не такой сильный.

“Спящая красавица ”. Название – мое. Красиво и очень подходит для тренингов, на которых все (или большинство) участников – женщины. Разбудить красавицу можно, дотронувшись до нее и назвав по имени. Предполагается, что участники уже называли свои имена на шерринге и каждый запомнил имя двух-трех человек. Предлагается встать в “охранную” позу – руки перед грудью, закрыть глаза и разбрестись по всей площади комнаты. Затем ведущий просит всех остановиться, дотрагивается до одного человека и произносит его имя. Тот, в свою очередь, открывает глаза и дотрагивается до следующего, чье имя он запомнил и так далее – по цепочке. Когда все “пробудились” можно повторить, но при этом не разрешается будить того человека, которого ты называл в прошлый раз. Для азартных и шумных групп можно предложить это задание выполнить на время, каждый раз при этом спрашивая, что можно сделать, чтобы получилось еще быстрее. Когда все вернутся на свои места в круг, попросите нескольких человек сказать, сколько имен они запомнили. Найдутся обязательно такие, кто может назвать всех.

С умом подобранное упражнение разогрева кроме уже перечисленных целей, может способствовать решению задачь тренинга. Мой “Внутренний подросток” наполовину состоит из “телески”, значит, и “греть” тоже будем тело – совсем слегка, на уровне ладоней или шутя, организовав “Путаницу”. Занимательность этим упражнением и играм придают такие условия, как закрытые глаза, запрет разговаривать и фиксирование времени. Ну, и, наконец, они выполнят свою функцию только в том случае, если заразительно азартным будет сам тренер. Шутливые комментарии по ходу, мягкое подтрунивание над участниками, подбадривание или, наоборот, провоцирование группы на рекорды, обеспечит успех разогрева. Когда тренер приходит в группу знакомых людей, очень будет замечательно, если он примет участие в играх на правах участника – это снимет психологический барьер между ним и группой.

Я предполагаю, что смогла убедить Вас в том, что разогрев – это замечательно. А теперь другая сторона медали, ситуации, в которых эти игры и упражнения не только сделали атмосферу в группе более напряженной, но и испортили репутацию тренера, вызвали яростное сопротивление.

Большинство присутствующих на тренинге – солидные, деловые, “костюмные” мужчины, а тренер – молодая девушка, наигранно бодрым голосом выкрикивает: “Давайте поиграем в игру “Повтори движение”!”. Никто не двигается с места, тренер в ужасе: “Они меня не слушаются!”. Можно предположить, что для этой аудитории самой большой ценностью является ум и интеллигентность, а в этой игре они должны выглядеть “как дураки”. Я бы в такой ситуации предложила какую-нибудь креативную игру, занимательную и в то же время веселую. Самое главное, что она в отличие от предыдущей, будет для них иметь смысл. Можно грузить баржу товаром, который называется на букву “г” (гвоздями, гантелями, горохом, гуманоидами…) или составлять предложения, по очереди называя существительное, прилагательное, глагол (антрекот… недожаренный… съели…), или отгадывать “пум-пум-пум”, который присутствует у Анны и Алексея, но почему-то отсутствует у Игоря. Цель разогрева выполнена, а дальше переходим к упражнениям, постепенно увеличивая психологическую “глубину”.

Все “нельзя” в разогреве очень естественны и логичны: нельзя заставлять людей разуваться и раздеваться, если они не были заранее предупреждены; нельзя предлагать ползать на коленях по полу и ходить босиком, если пол холодный и не очень чистый; нельзя в помещении, загроможденном мебелью, давать игру с закрытыми глазами; нельзя настаивать, если чувствуешь сильное сопротивление группы.

Раздражение участников может вызвать нечеткая инструкция или, когда тренер забывает сказать о каком-то важном условии игры, неуверенность, тихий голос, неумение справиться с неразберихой. В общем, если играть, то с удовольствием, так, как играют дети, полностью принимая правила игры и громко празднуя победу, не стесняясь своего несовершенства и радуясь от того, что есть с кем поиграть.

Резюме для тренера

Ш Если есть возможность, заранее узнайте о количестве участников своей будущей группы, их возможных взаимоотношениях (знакомы – незнакомы), половом составе, возрасте – чем больше информации, тем лучше. Подумайте, о том, какие задачи будут актуальны для этой группы в начале работы. Обычно это:

· создание атмосферы доверия;

· знакомство, узнавание и запоминание имен;

· получение информации друг о друге;

· сплочение.

Ш Побывайте в помещении, где будет проходить тренинг или попросите организаторов дать его описание: общая площадь, мебель, ее расстановка, покрытие пола. Очень важно так же – что находится в соседних помещениях. Очень шумные игры не годятся, если на нижнем этаже жилые квартиры или организаторы сняли для тренинга зал в библиотеке.

Ш Будьте готовы к сюрпризам – на тренинг может прийти больше (меньше) людей, чем запланировано, поэтому лучше подготовить два варианта разогрева. Обязательно запишите себе названия этих игр – Вы можете растеряться в начале тренинга и забыть, во что хотели поиграть или вообще забыть провести разогрев, такое случается.

Ш Внимание к мелочам – признак профессионализма. Из мелочей складывается тренинг и очень замечательно, если они дополняют друг друга, вытекают одно из другого. Можно увязать тему тренинга с разогревом – по задачам, по содержанию, по теме. Очень красиво, если две-три игры разогрева будут объединены чем-то: шеренга перестроится в круг, а круг превратится в плотный кружок.

Ш Позаботьтесь о том, чтобы игры не были однотипными. Какой смысл проводить “Линейку” с “Броуновским движением”, если они почти об одном и том же? Продумайте усложнения каждой игры. Они пригодятся, если Вам попадется очень шустрая и талантливая группа.

Ш Не забудьте прихватить с собой то, что может пригодиться для разогрева: мяч, веревку, кусочек мела, мягкую игрушку. Взрослые чем-то очень похожи на детей – каждый предмет в руках тренера интригует и настраивает на игровой лад. Мяч – это универсально. Его следует с собой взять даже тогда, когда решили обойтись без него, а вдруг пригодится?

Ш Коллекционировать игры для разогрева – увлекательно и полезно. А еще лучше их где-нибудь проиграть – в компании, на профессиональных туссовках, в семье, если она у Вас, как тренинговая группа. Когда такой возможности нет – проиграйте в уме, потренируйтесь в выполнении тех заданий, которые хотите предложить людям.

Ш Если Вам не нравится игра, Вы считаете ее полнейшим бредом или не уверены, что сможете понятно объяснить правила – лучше откажитесь от нее. Предлагайте только то, что интересно, тогда Вы сможете быть убедительным.

Ш Продумайте, какие могут быть “подводные камни” у игры. Задание “Выстройтесь по возрасту” в некоторых группах может быть некорректным, а предложение посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки, в группе знакомых людей вызовет сопротивление. Разогрев не должен напрягать, он должен раскрепощать.

Ш Играйте в жизни при любом удобном случае! Это тот редкий случай, когда профессиональное можно смешивать с личным. Учитесь быть азартным, заразительным, веселым, учитесь кричать громко: “Ура!” и прыгать от радости, подбадривать и “болеть”. Хороший тренер – живой тренер

Активные и пассивные

 

«Всегда готов!»- отвечали в былые времена пионеры на призыв, и многие явно лукавили. Активность – это особенности темперамента и черты характера, присущие лишь некоторым людям. Когда активный человек попадает на тренинг, это сразу становится заметным для всех.

- Мне нужен доброволец для этого упражнения…

- Кто хочет высказаться первым?

- Кто-нибудь, включите, пожалуйста, свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: