Методы активного обучения

Технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

 

Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

 

Цели:

- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;

- развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;

- развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;

- совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

 

Условия организации:

- проблемность;

- сотрудничество и кооперация;

- коллективное взаимодействие;

- управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

- вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует;

- изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно- организатор, информатор, консультант).

 

Методы:

  • Проблемная лекция – собственно проблемная лекция, пресс-конференция, лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.
  • Коллективно-групповая работа – динамические, статические пары и пары сменного состава, групповая работа;
  • Деловая игра – имитация ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
  • Организационно-деловые игры
  • Организационно-мыслительные игры
  • Драматизация и театрализация
  • Синектика – (развитие методики мозгового штурма) – метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая анология (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение сточки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи), фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
  • Инверсия - переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.
  • Метод контрольных вопросов - А если сделать наоборот? Если изменить форму?
  • Мозговой штурм (атака) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы
  • Дискуссия, круглый стол
  • Метод фокальных объектов (объект находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычайные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.
  • Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.
  • Метод морфологического анализа – выделяются главные характеристики (оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи
  • Игровое проектирование
  • Имитационный тренинг
  • Психотехнические игры и тренинги
  • Видеотренинги.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: