Алгоритм выполнения задания
«Психологический анализ урока истории»
I.Психологическое обоснование цели и структуры
1.1. Определите в образовательной задаче, с какими ведущими идеями учебного предмета и над какими историческими понятиями строится работа на уроке.
Рекомендации: ответ на этот вопрос содержится в задаче урока, который спланирован педагогом. Например, тема урока «Крестовые походы», на уроке идет работа над формированием представлений учащихся о причинах и предпосылках крестовых походов, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как крестовый поход, духовно-рыцарский орден и т.д.
1.2. Определите в развивающей задаче урока истории, какие качественные характеристики интеллекта детей, учебной деятельности являются предметом работы учителя, как он работает над формированием самооценки учащихся.
Рекомендации: см. приложение 1 «Качественные характеристики интеллекта детей», «Качественные характеристики учебной деятельности», «Помощь учащимся в выработке положительной самооценки».
|
|
1.3. Определите в воспитательной задаче урока истории, какие стороны личности и особенности деятельности школьника формируются на уроке.
Рекомендации: стороны личности – поведенческая, познавательная, эмоциональная;
черты характера, способности (интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, психомоторные и т.д.,); особенности деятельности – саморегуляция, умение ставить цель, направленность деятельности.
1.4. Дайте обоснование, в какой мере задачи урока и его структура соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их подготовленности, возможностям и перспективам развития учеников.
Рекомендации: возрастные особенности детей см. в приложении 2.
1.5. Как соотносятся на уроке деятельность учителя и деятельность учеников?
Рекомендации: см. приложение 3.
II. Мотивация учебной деятельности школьников на уроке
2.1. Какие мотивы изучение предмета характерны для учеников?
Рекомендации: выделяют следующиемотивы:
●интерес;
● понимание трудности и научности, общественной и личной значимости истории;
● мотивы сотрудничества, самообразования;
● мотивы престижа и благополучия, избегания неприятностей и т.д.
2.2. В какой мере школьники психологически готовы к уроку?
Рекомендации: нужно ответить, в каком состоянии дети пришли на урок, какие эмоциональные состояния у них преобладали, согласитесь, что психологическое состояние будет разным на первом уроке и на последнем, после физкультуры и пр.
2.3. Какие психологические состояния учащихся преобладают в течение урока?
|
|
Рекомендации: психологические состояния – активность, работоспособность, сосредоточенность, утомление, скука, рассеянность и др.
2.4. Какими методами и приемами учитель воспитывает положительную мотивацию школьников к учению?
Рекомендации: см. приложение 4.
III. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке
3.1. Какие приемы использует учитель для организации активного восприятия учебного материала?
Рекомендации:
1) Факторы, позволяющие повысить осмысленность восприятия:
1.вступительное слово учителя, в котором дается установка на восприятие учебного материала;
2.интерпретация отдельных изучаемых фактов и явлений;
3.выделение в учебном материале ведущих идей;
4.уточнение смыслового значения терминов;
5. разъяснение отдельных положений.
2) Условие, позволяющее повысить целостность восприятия:
● обобщение знаний об отдельных свойствах, особенностей изучаемого явления.
3) Знание и использование учителем особенностей восприятия:
1. зависимость восприятия от субъектного опыта личности (т.е. опора на изученный материал при прохождении новой темы);
2. использование наглядности, т.к. наглядность развивает наблюдательность как новое качество процесса восприятия.