I. Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.
А. Девочка четырех лет нашла табель-календарь. Показывая на число «3», говорит: «Зина» здесь написано». По том в числах 13,23 снова находит цифру «3» и повторяет: «И здесь Зина. И здесь».
Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.
В. В детском саду проводится игра в лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета.
Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок слушает звук одной из погремушек, а затем должен найти такую же по звуку.
Д. Учитель предлагает учащимся I класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3.5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».
Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать.
II. На основании описанных опытов сделайте вывод о том, являются ли необходимыми и достаточными мышечные ощущения для пространственной ориентации.
А. Ребенку двух-трех лет завязывали глаза платком, отводили его в какой-нибудь угол комнаты, тем же путем проводили обратно и просили повторить пройденный путь с закрытыми глазами. Дети успешно решали эту задачу.
Б. Ребенка двух-трех лет с завязанными глазами сажали на стульчик, переносили его направо или налево на некоторое расстояние, возвращали на старое место, а затем просили пройти туда, куда его носили. С этим заданием дети справлялись как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
III. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т. п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
1. Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?
2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
IV. При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.
У кого чувствительность выше?
2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной
чувствительности?
V. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду раздражитель,
нагретый до 30° С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения
глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.
д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.
е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
ж) Из обыденной жизни и экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).