Программы «От рождения до школы»

Направленность на развитие

личности ребенка

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в се-

бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески

подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое

мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность

Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат-

риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен-

ности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героичес-

ким прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание,

поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь

к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-

жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель-

ному примеру.

Нацеленность

на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней-

шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям

необходимо получать образование. Формирование отношения к образо-

ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение

и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита-

телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор-

мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни,

воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита-

нию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет

индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо-

лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных

особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности

(приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и

пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление

уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо-

яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

12 13

Особенности структуры программы

«От рождения до школы»

Наиболее существенной структурной характеристикой программы

«От рождения до школы» является принцип подачи материала — содер-

жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об-

разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели

и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание

психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено

по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас-

тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную

перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить

к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора программного содержания

с учетом уровня развития ребенка

В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным

группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуника-

тивное развитие» выделен тематический блок «Нравственное воспита-

ние», в котором содержание психолого-педагогической работы представ-

лено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную

перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет

педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особен-

ности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные реко-

мендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Охват всех возрастных периодов

(от рождения до школы)

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно,

следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физичес-

кого и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до

2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный

возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до-

школьный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный

возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма-

лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего

возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это

различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи-

тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь

программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.

В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в

Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью

этого возрастного периода для развития ребенка.

Простота введения

вариативной части

Изложение содержания Программы по тематическим блокам позво-

ляет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть,

формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать ви-

довое разнообразие образовательной организации, приоритетные направ-

ления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образователь-

ная организация может заменить один или несколько смысловых блоков

на парциальные и авторские программы либо переписать содержание

этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная

часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям

и задачам программы «От рождения до школы».

Наличие отдельного раздела

по развитию игровой деятельности

В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность

не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется

тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и долж-

на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в

одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро-

вой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной

главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси-

холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для

каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть

все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие

с семьями воспитанников

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института

воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных

отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет-

ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями

воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно

реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена посо-

биями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

14 15

Вариативность содержания раздела

по инклюзивному и коррекционному образованию

В рамках вариативности в Программе представлены два раздела по

инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивная практика

в группах комбинированной направленности» и «Коррекционная работа в

ДОО (по образовательным областям)». Оба раздела соответствуют ФГОС,

однако демонстрируют разный подход к решению аналогичных задач. Пе-

дагоги могут выбрать тот вариант, который больше подходит для работы в

данном дошкольном учреждении, либо комбинировать оба варианта.

Наличие приложения

с подробными перечнями

В современном издании Программы все примерные перечни вынесены

в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм-

мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы

позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави-

симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи-

ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Разработка полного учебно-методического

комплекта к Программе

Очевидным достоинством Программы является то, что она обес-

печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето-

дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка,

комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие

тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному

образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме-

тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся

инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ-

ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном

образовании. В ближайшие планы авторского коллектива Программы

входит создание вариативных методических пособий по различным на-

правлениям развития ребенка.

Перспективы работы

По совершенствованию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: