СООТВЕТСТВУЕТ
ФГОС
ББК 74.100
УДК 373.2 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
СОКРАЩЕНИЙ
ДОО — дошкольная образовательная организация.
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.
ООП — основная образовательная программа.
УМК — учебно-методический комплекс.
ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стан-
дарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
ФГТ — федеральные государственные требования (Приказ № 655 от
23 ноября 2009 года).
ISBN 978$5$86775$813-4
© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014
© «МОЗАИКА$СИНТЕЗ», 2014
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-
маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
4 5
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Руководители
авторского коллектива
Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, про-
фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-
|
|
гии им. Л. С. Выготского РГГУ.
Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес-
сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-
мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-
го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова,
директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-
нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-
те МГГУ им. М. А. Шолохова.
Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель Рос-
сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР,
ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу-
чения в детском саду» (М., 1985).
Авторский
коллектив
Арапова-Пискарева Наталья Александровна.
Белая Ксения Юрьевна — кандидат педагогических наук, профессор
кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского
института открытого образования.
Борисова Марина Михайловна — кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт
педагогики и психологии образования».
Веракса Александр Николаевич — кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, про-
фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-
гии им. Л. С. Выготского РГГУ.
Волосовец Татьяна Владимировна — кандидат педагогических наук,
профессор, директор Института психолого-педагогических проблем де-
тства РАО.
Гербова Валентина Викторовна — кандидат педагогических наук.
|
|
Губанова Наталья Федоровна — кандидат педагогических наук, до-
цент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГА
ОУ ВПО МГОУ, член-корреспондент МАНПО.
Денисенкова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии развития факультета социальной психоло-
гии МГППУ.
Дорофеева Эльфия Минимулловна — генеральный директор изда-
тельства «Мозаика-Синтез», член редакционного совета журнала «Совре-
менное дошкольное образование».
Дыбина Ольга Витальевна — доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинс-
кого государственного университета.
Евдокимова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, до-
цент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский госу-
дарственный педагогический университет».
Жигорева Марина Васильевна — доктор педагогических наук, про-
фессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии де-
фектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государствен-
ного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.
Зацепина Мария Борисовна — доктор педагогических наук, профессор
кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-
нитарного университета им. М. А. Шолохова.
Кириллов Иван Львович — кандидат педагогических наук; замести-
тель директора Института психолого-педагогических проблем детства
РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Москов-
ского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
Член рабочей группы по разработке Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес-
сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-
мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-
го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова,
директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-
6 7
нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-
те МГГУ им. М. А. Шолохова.
Кутепова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, замес-
титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив-
ного) образования МГППУ.
Лямина Галина Михайловна — кандидат педагогических наук.
Петрова Вера Ивановна — доктор педагогических наук, профессор
кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-
нитарного университета им. М. А. Шолохова.
Соломенникова Ольга Анатольевна — кандидат педагогических на-
ук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный
работник высшего и профессионального образования ПБОУ ВПО МО
«Академия социального управления».
Степаненкова Эмма Яковлевна — кандидат педагогических наук,
профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Мос-
ковского педагогического государственного университета.
Стульник Татьяна Дмитриевна — кандидат педагогических наук, до-
цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос-
ковского авиационного института.
Теплюк Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления дошкольным образованием Института психологии и
педагогики образования Московского городского педагогического универ-
ситета.
Шиян Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, веду-
щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Цели и задачи
Реализации Программы
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
|
|
дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
и предназначена для использования в дошкольных образовательных
организациях для формирования основных образовательных программ
(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы,
является создание програмного документа, помогающего педагогам
организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии
с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной
программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова-
ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес-
ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду-
альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,
к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-
школьника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре-
бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-
ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-
довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
8 9
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-
ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-
ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-
стоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской де-
ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-
|
|
тельно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образова-
тельного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позво-
ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-
тями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-
разовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-
ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие
давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной поддержке
педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-
ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его
культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого
достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных
качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги
дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны
стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Принципы и подходы
к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-
рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы
В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-
школьного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения
к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-
тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация
знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-
плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на
основе организации разнообразных видов детской творческой деятель-
ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве-
дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-
конин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом
принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-
готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как
два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»
(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержатель-
ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-
нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-
щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,
мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспита-
тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про-
изведений культуры (классической и народной — как отечественной, так
и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен-
ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,
Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которо-
го является развитие ребенка;
10 11
• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-
нимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,
может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-
разования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-
ного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-
ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-
ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-
твии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-
никами и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-
растными дошкольными группами и между детским садом и начальной
школой.