К формированию Программы

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС

ББК 74.100

УДК 373.2 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

СОКРАЩЕНИЙ

ДОО — дошкольная образовательная организация.

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.

ООП — основная образовательная программа.

УМК — учебно-методический комплекс.

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стан-

дарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

ФГТ — федеральные государственные требования (Приказ № 655 от

23 ноября 2009 года).

ISBN 978$5$86775$813-4

© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014

© «МОЗАИКА$СИНТЕЗ», 2014

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

4 5

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Руководители

авторского коллектива

Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, про-

фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-

гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес-

сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-

мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-

го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова,

директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-

нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-

те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель Рос-

сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР,

ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу-

чения в детском саду» (М., 1985).

Авторский

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна.

Белая Ксения Юрьевна — кандидат педагогических наук, профессор

кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского

института открытого образования.

Борисова Марина Михайловна — кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт

педагогики и психологии образования».

Веракса Александр Николаевич — кандидат психологических наук,

доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, про-

фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-

гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Волосовец Татьяна Владимировна — кандидат педагогических наук,

профессор, директор Института психолого-педагогических проблем де-

тства РАО.

Гербова Валентина Викторовна — кандидат педагогических наук.

Губанова Наталья Федоровна — кандидат педагогических наук, до-

цент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГА

ОУ ВПО МГОУ, член-корреспондент МАНПО.

Денисенкова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии развития факультета социальной психоло-

гии МГППУ.

Дорофеева Эльфия Минимулловна — генеральный директор изда-

тельства «Мозаика-Синтез», член редакционного совета журнала «Совре-

менное дошкольное образование».

Дыбина Ольга Витальевна — доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинс-

кого государственного университета.

Евдокимова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, до-

цент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский госу-

дарственный педагогический университет».

Жигорева Марина Васильевна — доктор педагогических наук, про-

фессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии де-

фектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государствен-

ного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Зацепина Мария Борисовна — доктор педагогических наук, профессор

кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-

нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Кириллов Иван Львович — кандидат педагогических наук; замести-

тель директора Института психолого-педагогических проблем детства

РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Москов-

ского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Член рабочей группы по разработке Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования.

Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профес-

сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-

мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-

го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова,

директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-

6 7

нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-

те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Кутепова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, замес-

титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив-

ного) образования МГППУ.

Лямина Галина Михайловна — кандидат педагогических наук.

Петрова Вера Ивановна — доктор педагогических наук, профессор

кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-

нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Соломенникова Ольга Анатольевна — кандидат педагогических на-

ук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный

работник высшего и профессионального образования ПБОУ ВПО МО

«Академия социального управления».

Степаненкова Эмма Яковлевна — кандидат педагогических наук,

профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Мос-

ковского педагогического государственного университета.

Стульник Татьяна Дмитриевна — кандидат педагогических наук, до-

цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос-

ковского авиационного института.

Теплюк Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент

кафедры управления дошкольным образованием Института психологии и

педагогики образования Московского городского педагогического универ-

ситета.

Шиян Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, веду-

щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Цели и задачи

Реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

и предназначена для использования в дошкольных образовательных

организациях для формирования основных образовательных программ

(ООП ДО). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы,

является создание програмного документа, помогающего педагогам

организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии

с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной

программы свою ООП.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова-

ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес-

ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду-

альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до-

школьника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ре-

бенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у

дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-

ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле-

довательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

8 9

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образова-

тельного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие

давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания

возможно только при систематической и целенаправленной поддержке

педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-

ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном

учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его

культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого

достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных

качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны

стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-

рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует

современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-

школьного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения

к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование

духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-

тегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация

знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции

отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: ком-

плексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на

основе организации разнообразных видов детской творческой деятель-

ности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ве-

дущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-

конин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом

принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы-

готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой

развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как

два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом

«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»

(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает

как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержатель-

ные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация

этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций

в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-

нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-

щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,

мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспита-

тельная ценность, высокий художественный уровень используемых про-

изведений культуры (классической и народной — как отечественной, так

и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребен-

ка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,

Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которо-

го является развитие ребенка;

10 11

• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-

нимости (содержание Программы соответствует основным положениям

возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт,

может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-

разования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

ного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-

ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-

ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-

твии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-

никами и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-

растными дошкольными группами и между детским садом и начальной

школой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: