Система оценки результатов

Освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос-

редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо-

ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с

реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной

оценки соответствия установленным требованиям образовательной де-

ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи-

танников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить

непосредственным основанием при решении управленческих задач,

включая:

• аттестацию педагогических кадров;

• оценку качества образования;

• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,

в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с

использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов

измерения результативности детей);

• оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос-

редством их включения в показатели качества выполнения задания;

• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор-

ганизации.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду-

альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не-

обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему

оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы

отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания

оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента

с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об-

следования в рамках объективного подхода были направлены на опре-

деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ-

альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты

с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого

ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши-

роко используются для выявления детей, которые попадают в группу

педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен-

ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому

они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь-

ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру-

жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма

условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения

ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор-

мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением

ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде

(в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на-

думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих

слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио-

налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки

могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени,

хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере-

оценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда

понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега-

тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки

22 23

ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис-

ке ответа на тот или иной вопрос.

Педагогическая

диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает

оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе-

дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки

индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с

оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их

дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за

активностью детей в спонтанной и специально организованной де-

ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты

наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду-

альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо-

бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше-

ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способ-

ностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос-

ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и

организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис-

ключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной кор-

рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать

диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику

детей и скорректировать свои действия.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по вы-

страиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по

всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаи-

ка-Синтез».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ

Общие

Положения

Основная образовательная программа дошкольной организации разра-

батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с

требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае

с учетом примерной программы «От рождения до школы».

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной де-

ятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации

(далее — Группы) могут реализовывать разные программы. При разра-

ботке ООП ДО образовательная организация определяет продолжитель-

ность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в

соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности,

предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать

и реализовывать в Группах различные программы с разной продолжи-

тельностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени

пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пре-

бывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного

пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет,

в том числе разновозрастных Групп и т.д.).

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять

из обязательной части и части, формируемой участниками образова-

тельных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими

и необходимыми.

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во

всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений,

должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто-

ятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в

одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/

или культурных практиках (далее — Парциальные программы), методики,

формы организации образовательной работы.

При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при-

мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать

эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте

24 25

2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответс-

твует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответс-

твующую примерную программу. Обязательная часть должна быть пред-

ставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае

если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных

отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответс-

твующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с

содержанием выбранных участниками образовательных отношений

парциальных программ, методик, форм организации образовательной

работы».

В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы

рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой

участниками образовательных отношений, не более 40%.

В Примерной программе «От рождения до школы» реализован

подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, фор-

мируемую участниками образовательных отношений. В частности, в

Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная

часть представлена по тематическим блокам, сгрупированным по обра-

зовательным областям. Дошкольная организация может заменить один

или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Например, при желании дошкольной организации усилить математи-

ческое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирова-

ние элементарных математических представлений» на авторскую про-

грамму В. В. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо

другую парциальную программу по формированию элементарных мате-

матических представлений при условии, что парциальная программа не

противоречит основным целям и задачам Программы «От рождения до

школы».

Структура основной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: