Освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос-
редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо-
ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной де-
ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи-
танников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить
непосредственным основанием при решении управленческих задач,
включая:
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,
в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с
использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов
измерения результативности детей);
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос-
редством их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор-
ганизации.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду-
альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не-
обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему
оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы
отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания
оценки качества дошкольного образования.
В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента
с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об-
следования в рамках объективного подхода были направлены на опре-
деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ-
альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты
с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого
ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши-
роко используются для выявления детей, которые попадают в группу
педагогического риска.
Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен-
ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому
они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь-
ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру-
жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма
условны.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения
ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор-
мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением
ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде
(в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на-
думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих
слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио-
налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки
могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени,
хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере-
оценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда
понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега-
тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки
22 23
ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис-
ке ответа на тот или иной вопрос.
Педагогическая
диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе-
дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной де-
ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду-
альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо-
бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше-
ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способ-
ностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос-
ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис-
ключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной кор-
рекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику
детей и скорректировать свои действия.
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по вы-
страиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по
всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаи-
ка-Синтез».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ
Общие
Положения
Основная образовательная программа дошкольной организации разра-
батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с
требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае
с учетом примерной программы «От рождения до школы».
ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной де-
ятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации
(далее — Группы) могут реализовывать разные программы. При разра-
ботке ООП ДО образовательная организация определяет продолжитель-
ность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в
соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности,
предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать
и реализовывать в Группах различные программы с разной продолжи-
тельностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени
пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пре-
бывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного
пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет,
в том числе разновозрастных Групп и т.д.).
ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять
из обязательной части и части, формируемой участниками образова-
тельных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими
и необходимыми.
Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто-
ятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/
или культурных практиках (далее — Парциальные программы), методики,
формы организации образовательной работы.
При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при-
мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать
эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте
24 25
2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответс-
твует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответс-
твующую примерную программу. Обязательная часть должна быть пред-
ставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае
если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответс-
твующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с
содержанием выбранных участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы».
В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы
рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
В Примерной программе «От рождения до школы» реализован
подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, фор-
мируемую участниками образовательных отношений. В частности, в
Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная
часть представлена по тематическим блокам, сгрупированным по обра-
зовательным областям. Дошкольная организация может заменить один
или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.
Например, при желании дошкольной организации усилить математи-
ческое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирова-
ние элементарных математических представлений» на авторскую про-
грамму В. В. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо
другую парциальную программу по формированию элементарных мате-
матических представлений при условии, что парциальная программа не
противоречит основным целям и задачам Программы «От рождения до
школы».
Структура основной