Ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе

Изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных

Методов создает условия, способствующие эффективности процесса обу-

Чения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных

Методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха,

Интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование

Понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобще-

Ния за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих

Раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения

Действий, явлений используются наглядно-практические методы; для

Уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таб-

Лички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее

Распространенным является словесный метод, который рекомендуется со-

Четать с практическим методом при объяснении программного материала.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена

Детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания

И обучения. При проектировании индивидуальной программы следует

опираться на ряд принципов:

• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть инди-

видуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с

Замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема про-

Граммного материала по всем разделам программы и более рационально-

му использованию времени для изучения определенных тем;

• принцип линейности и концентричности. При линейном построении

Программы темы следует располагать систематически, последовательно по

Степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построе-

Нии программы материал повторяется путем возвращения к пройденной

Теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.

• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содер-

Жания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изме-

Нение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Для детей с ОВЗ в программу целесообразно вводить пропедевти-

Ческие разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить

Недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отде-

Льных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития,

Предусматривается включение инновационных технологий, оригиналь-

Ных методик, предметов. Так, например, в работе с детьми, имеющими

Глубокие задержки речи, интеллекта, слуха, используются невербальные

Средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, кален-

Дарная система (картинки — символы).

260 261

Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-

Ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей,

То разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-

Ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-

Ного поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых

Действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду

Здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному

Процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации

Для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения роди-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: