Б. Местоимение оказывается согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозначением более широкого (родового) или более (узкого) видового понятия:
Написано: Следует написать:
Большой грузовик подъехал Большой грузовик подъехал
К дому. За рулём её сидел папа. к дому. За рулём был папа.
3. Распространенной ошибкой является не соответствующее норме употребление падежных форм местоимения он с предлогом. Причина – влияние на литературный язык просторечия. Так, при употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно прибавляется так называемое протетическое «Н», отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения. В просторечии это правило часто нарушается:
Написано: Следует написать:
У его совсем не было денег. У него совсем не было денег.
4. К нарушениям грамматической нормы относится использование просторечных притяжательных местоимений. Так, в литературном языке нет специальных притяжательных местоимений для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости обозначить такую принадлежность употребляются личные местоимения в родительном падеже. Однако существуют просторечные притяжательные местоимения «ихний», «ейный», которые могут проникать в речь говорящих:
Написано: Следует написать:
На ихней стоянке горел костёр. На их стоянке горел костёр.
Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, поэтому ошибки встречаются часто.
1. Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово. Например: состоит из двадцати двух домов – из двадцать второго номера.
2. При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму мн. ч. (сутки, сани, ножницы, брюки и т.д.), используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: двое суток – пять суток.
3. Сочетания типа «количественное числительное 22, 24, 104 и т.д. + существительное pluralia tantum (сутки, ножницы)» невозможны:
Нельзя сказать: Следует говорить:
Двадцать три ножниц двадцать три штуки ножниц
Или ножницы в количестве двадцати трёх
Необходимо использовать описательный оборот.
4. Часто встречается неверное употребление слов оба и обе. Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то используется слово оба: оба брата (дерева); если существительных женского рода – слово обе: обе руки (сестры).
Ошибочны следующие сочетания:
Нельзя сказать: Следует говорить:
У обоих ворот, у обоих часов у тех и других ворот, у тех и других
Часов
5. Следует знать, что собирательные числительные сочетаются: а) с личными существительными мужского рода (трое мужчин); б) с существительными общего рода (трое забияк); в) с существительными люди, дети, ребята, лица (в значении лица «человек») (четверо ребят); г) с существительными pluralia tantum (трое суток); д) с личными местоимениями в косвенных падежах (нас – трое).
6. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного полтора. Мужской и средний род в им. п. и вин. п. принимают форму полтора, в остальных формах – полутора. Женский род в им. п. и вин. п. – полторы, в остальных – полутора. При этом существительное изменяется в соответствии с правилами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функционально-стилистические особенности краткой и полной форм прилагательных вам известны?
2. Какие варианты кратких форм имен прилагательных Вы знаете?
3. Охарактеризуйте функционально-стилистичесикие особенности сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных.
4. Какие ошибки распространены в употреблении краткой и полной форм прилагательных?
5. Какие ошибки распространены в образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных?
6. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении местоимений себя и свой?
7. Какие нарушения распространены при использовании личного местоимения он?
8. Какие сочетания количественных числительных и существительных невозможны?
9. Как склоняются составные количественные и порядковые числительные, а также числительные полтора и полторы?
10. Перечислите особенности употребления собирательных числительных.
Практические задания