ОГЭ по информатике и ИКТ

Разбор решения заданий №3 части 1

 

Экзаменационная работа по информатике состоит из 3 частей, включающих в себя 20 заданий. В заданиях первой части экзаменационной работы учащимся предлагаются тестовые задания закрытой формы с выбором правильного ответа из 4 предложенных вариантов. Часть 1 содержит 6 таких заданий. При решении заданий этой части пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой не разрешается.

Третье тестовое задание проверяет умение учащихся интерпретировать табличные данные. Проверяемый элемент- умение анализировать формальныеописания реальных объектов и процессов.По данным таблицы расстояний между населенными пунктами требуется определить длину кратчайшего пути либо сопоставить табличные данные представленной на рисунке схеме. Данное тестовое задание имеет прямую практическую направленность. Такая задача нередка в реальной действительности. Ошибки в этом задании возникают либо из-за невнимательности при прочтении условия тестового задания и как следствие неверной интерпретации данных задачи. Либо школьники допускают ошибки при выполнении арифметических вычислений.

Чаще всего, это задание сводится к заданию одного типа:
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которыхприведенавтаблице.


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1)6 2)7 3)8 4)9

Как во многих заданиях в этом экзамене, тут тоже нет ничего сложного, главное внимание. Если на пересечении строки и столбца есть цифра, значит между двумя пунктами есть дорога, если нет цифры — нет дороги. Серые ячейки не рассматриваем вообще. Начнем поиск дороги по алфавиту. Пишем на листочке сочетаниями букв те пути и их значения, которые можно проложить из пункта А.

Важно при выполнении таких заданий иметь умение перебирать варианты, не пропустив ни одного!

 

АВ=3    
АC=5    

Далее, достраиваем все возможные комбинации переходов из вторых пунктов в паре и плюсуем «цену» перехода к имеющейся сумме:

АВ=3 АВС=3+1=4 АВD=3+6=9  
АC=5 АСВ=5+1=6 АСD=5+4=9 ACE=5+1=6  

Обратите внимание, выделенное жирным — это тот маршрут, который уже удовлетворяет условиям задания — т.е. это один из вариантов найденного пути из А в D. Какой из этих путей минимальный, мы пока не знаем, поэтому просто помечаем их. Продолжаем строить пути из достигнутыхточех, уже не используя помеченные маршруты:

АВ=3 АВС=3+1=4 АВD=3+6=9 ABCD=3+1+4=8 ABCE=3+1+1=5
АC=5 АСВ=5+1=6 АСD=5+4=9 ACE=5+1=6 ACBD=5+1+6=12 ACED=5+1+3=8

В итоге этого шага, остается последний «недопройденный» маршрут — ABCE. Последним шагом доведем го до пункта D. ABCED=5+3=8.

Как видно, у нас получились следующие значения путей из A в D: 8, 9 и 12. Минимальное =8.

Рассмотрим еще один пример:

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.
1)7 2)9 3)11 4)15
Итак, вот пошаговое решение:

AB=1 ABC=1+2=3 ABCD=1+2+1=4 ABCDE=1+2+1+2=6 ABCDF=1+2+1+6=10 ABCDEF=1+2+1+2+1=7    
AC=5 ACB=5+2=7 ACD=5+1=6   ACDE=5+1+2=8 ACDF=5+1+6=11 ACDEF=5+1+2+1=9    
AF=15          

Обратите внимание на маршрут ACB — мы исключили его, потому что из пункта В нет дорог по которым мы «еще не ходили». Так же, есть прямой путь AF, который сразу дает нам один из вариантов ответа. Бывает, что подобный путь и вправду оказывается кратчайшим, т.ч. не стоит его сразу записывать в заведомо неверные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: