Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Основы безопасности жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
Цель изучения: в результате учебной деятельности студент должен Знатьосновные опасности, их свойства, классификацию и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной (З.2, З.3,3.5.). Уметьпрогнозировать возникновение опасной ситуации или угрозы для жизни и здоровья человека (У.3.); разработать алгоритм безопасного поведения в опасных ситуациях разного характера, планировать мероприятия по защите субъектов образования и населения в чрезвычайных ситуациях (У.4.). Владеть способами обеспечения безопасности и здоровья учащегося при возникновении опасной ситуации в процессе образовательной деятельности (В.4.); навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий (В.3.).
Тема 1. Введение. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Актуальность, предмет, задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Основные понятия безопасности жизнедеятельности: опасность, безопасность жизнедеятельности, «аксиома о потенциальной опасности». Риск как количественная мера оценки опасности. Концепция приемлемого риска. Вредные и опасные факторы среды, опасная ситуация. Безопасность жизнедеятельности и ее связь с др. науками. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Тема 2. Чрезвычайные ситуации, их классификация. Понятие, классификация. Тема 3. Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий. Понятие природные чрезвычайные ситуации, их классификация, причины и механизмы их возникновения, защита населения и территорий от их последствий. Тема 4. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины возникновения, защита населения и территорий от их последствий. Понятие техногенные чрезвычайные ситуации, их классификация, причины и механизмы их возникновения, защита населения и территорий от их последствий. Тема 5. Гражданская оборона в системе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура, задачи. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Цель создания системы, ее структура (территориальные и функциональные подсистемы), силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации последствий. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Тема 6. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Основные задачи ГО учебного заведения и ее структура. Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения. Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО. Тема 7. Действия при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях социального характера.Понятие экстремальная ситуация. Психология поведения при ЭС. Действия учителя при угрозе возникновения пожара, наводнения, техногенных ЧС. Действия учителя во время похода или экскурсии при возникновении природных ЧС или экстремальных ситуаций. Действия учителя и учащихся при угрозе террористических актов или иных социальных экстремальных ситуаций.
План лекций План лабораторных работ План семинарских занятий
Лекция 1.Введение. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа). 1. Актуальность, предмет, объект, методология, задачи курса. 2. Основные понятия БЖ (аксиома о потенциальной опасности, риск, степень риска, опасность, безопасность и д.р.). 3. Правовые, нормативные и организационно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности Список литературы[1–4; 6; 9; 11] Лекция 2. Чрезвычайные ситуации, их классификация (2 часа). 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях, факторах и причинах их вызывающих. 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. Список литературы[1–6; 9;11] Лекция 3.Гражданская оборона в системе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура, задачи(2 часа). 1. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Цель создания системы, ее структура, силы и средства. 2. Гражданская оборона и ее задачи. 3. Современные средства поражения. 4. Организация защиты населения в мирное и военное время. Список литературы[1–4; 6; 11;12;26; 42] Не предусмотрены Практическое занятие 1. Чрезвычайные ситуации, их классификация(2 часа). Задачи: 1. Познакомиться с признаками классификации ЧС. 2. Ознакомиться с основными видами ЧС. Материалы и оборудование: 1. Таблицы. 2. Видеоматериалы. Теоретическая часть 1. Какая ситуация называется чрезвычайной? 2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации? 3. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника? 4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштаба? 5. Какая чрезвычайная ситуация является локальной? 6. Какая чрезвычайная ситуация является местной? 7. Какая чрезвычайная ситуация является территориальной? 8. Какая чрезвычайная ситуация является региональной? Список литературы[1–4; 5; 6; 11; 12] Практическая часть Задание 1. Используя информацию о чрезвычайных ситуациях, составить схему классификацию чрезвычайных ситуаций, выделив их основные группы, привести примеры. Задание 2. Заполнить таблицу 1.2 «Классификация чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера по масштабам и тяжести последствий» Практическое занятие 2. Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий(2 часа). Задачи: 1. Изучить классификацию природных ЧС. 2. Выявить механизм возникновения ЧС природного характера. 3. Установить наиболее характерные для челябинской области ЧС природного характера. 4. Ознакомиться с основными экологическими, экономическими и иными последствиями ЧС природного характера. 5. Познакомиться с методами и способами обеспечения безопасности человека при ЧС природного характера. Материалы и оборудование: 1. Таблицы. 2. Видеоматериалы. Теоретическая часть: 1). Понятие и классификация природных ЧС. Типичные природные ЧС на территории Челябинской области и РФ. 2). Механизмы возникновения и развития различных природных ЧС. 3). Последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства. 4) Защита населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС. 5. Актуализация и запись основных способов и средств защиты населения и территорий от природных ЧС. Список литературы[1– 6; 8; 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33; 40; 42] Практическая часть: Практическая часть занятия проводится в форме мини-конференции. 1. Вступительное слово ведущего конференции. 2. Заслушивание презентационных тематических докладов студентов и заполнение таблицы: «Природные ЧС. Алгоритм безопасного поведения». 3. Решение ситуационных задач. 4. Выводы по работе. Практическое занятие 3. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины возникновения, защита населения и территорий от их последствий. Задачи: 1) Изучить основные виды техногенных ЧС, дать их классификацию. 2) Выявить механизмы возникновения техногенных ЧС. 3) Изучить методы и способы защиты человека и природы от последствий техногенных ЧС Материалы и оборудование 1. Таблицы. 2. Видеоматериалы. 3. Средства индивидуальной защиты. Теоретическая часть: 1. Понятие и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. 2. Поражающие факторы техногенных ЧС; опасные и вредные факторы. 3. Механизмы возникновения техногенных ЧС, роль человека в их развитии. 4. Экологические последствия техногенных ЧС, связанных с выбросом в окружающую среду опасных биологических, химических и радиоактивных веществ. 5. Средства и способы защиты населения и территорий от последствий техногенных ЧС. Список литературы[1– 6; 8; 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33; 40; 42] Практическая часть: 1. Решение ситуационных задач. 2. Выводы по работе. Практическое занятие 4. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях (2 часа). Задачи: 1. Познакомиться с основными задачами ГО учебного заведения. 2. Изучить организационной структуры ГО учебного заведения. 3. Познакомиться с функциональными обязанностями по ГО должностных лиц учебного заведения. Материалы и оборудование 1. Таблицы. 2. Видеоматериалы Теоретическая часть: 1. Основные задачи ГО учебного заведения и ее структура. 2. Организационная структура ГО учебного заведения. 3. Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения. 4. Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО. Список литературы[1– 6; 8; 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33; 40; 42] Практическая часть: 1. Изучив информационный материал, составить схему организационной структуры ГО учебного заведения. 2. Заполнить таблиц: «Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения». 3. Решение ситуационных задач. Практическое занятие 5. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях социального характера (2 часа). Задачи: 1. Познакомить студентов с возможными вариантами действий учителя при возникновении экстремальных или чрезвычайных ситуаций в школе, в походе или во время экскурсий. 2. Ознакомиться с навыками автономного выживания в естественной среде. Материалы и оборудование 1. Таблицы. 2. Справочная литература. Теоретическая часть: 1. Что такое экстремальная ситуация? 2. Психология поведения при ЭС? 3. Действия учителя при угрозе возникновения пожара, наводнения, техногенных ЧС. 4. Действия учителя во время похода или экскурсии при возникновении природных ЧС или экстремальных ситуаций. 5. Действия учителя и учащихся при угрозе террористических актов или иных социальных экстремальных ситуаций. Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33; 36 – 40; 42] Практическая часть: 1. Решение и разбор ситуационных задач. 2. Разработка модели поведения при возникновении пожара в школе. 3. Обобщение и выводы по модулю «Основы БЖ и чрезвычайные ситуации».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть (10 часов) Вариативная часть
· Выполнение заданий к лекциям (2 часа). · Выполнение индивидуального домашнего задания (4 часа). · Подготовка презентации (доклада) по теме «Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий» (4 часа) · Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции наименование оценочного средства
ОК-8: З.1, З.2, З.3, У.1, У.2, В.1, В.2, В.3 Реферат, задача, кейс-задача, собеседование, тест
         
Раздел 2. Системы безопасности РФ
Цель изучения: в результате учебной деятельности студент должен Знатьпонятие национальной безопасности, понятие национальных интересов России в различных сферах деятельности государства, угрозы национальной безопасности РФ, основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ в различных сферах деятельности государства (З.1); классификацию негативных факторов среды, определения вредных и опасных факторов (З.2); показатели безопасного, комфортного состояния среды обитания человека (З.3.). Уметь идентифицировать основные опасности среды обитания человека (У.1.); оценивать риск их реализации, выбирать и эффективно применять методы защиты от опасностей и угроз применительно к сфере своей профессиональной деятельности (У.2.). Владетьспособами обеспечения жизни и здоровья человека применительно к сфере своей профессиональной деятельности (В.1.); навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды (В.2.); навыками рационального использования факторов и условий природной среды в повседневной и образовательной деятельности, способами устранения факторов риска для жизни и здоровья (В.3.).
Тема 8. Система национальной безопасности РФ, ее составляющие. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Экономическая, информационная безопасность РФ. Продовольственная безопасность и ее аспекты. Концепция развития питания РФ. Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ», понятие «продовольственная безопасность». Уровень питания населения России в настоящее время. Проблема количества и качества продуктов питания. Нехватка продовольствия и решение проблемы. Изменение физико-химического состава продуктов, вызванное антропогенной деятельностью человека, влияние на безопасность населения. Тема 9. Мониторинг как фактор безопасности. Качество природной среды и ее нормирование.Классификация негативных факторов в системе «человек – среда обитания». Качество природной среды и ее нормирование. Понятие о нормативах качества (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ПДОК), их значение для оценки безопасности пищи, воды, атмосферы, жилища, производственных помещений. Мониторинг как фактор безопасности, его цель и виды мониторинга. Методы оценки загрязнения окружающей среды. Тема 10. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду. Формы взаимодействия общества и природы, их последствия. Глобальные экологические проблемы. Всемирный план действий – Повестка дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992г.). Тема 11. Мониторинг безопасности по медико-демографическим показателям на определенной территории. Оценка экологического благополучия и безопасности по основным группам демографических показателей. Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности – продолжительность жизни. Оценка экологического благополучия и безопасности территории по показателям заболеваемости населения. Тема 12. Радиационная безопасность. Оценка радиационной обстановки на территории.Радиационная безопасность. Оценка радиационной обстановки в определенном помещении или на определенной территории. Дозы облучения. Механизм действия радиации на организм человека. Меры радиационной безопасности. Тема 13. Оценка безопасности атмосферы. Факторы, влияющие на состав и качество атмосферы.Состав атмосферы, источники загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздуха, его влияние на здоровье человека. Проблемы очистки атмосферы и безопасность человека. Тема 14.Безопасность воды – фактор качества здоровья населения.Значение воды для жизни на Земле. Источники загрязнения воды и проблема ее безопасности. Проблема нехватки питьевой воды. Качество питьевой воды, ее оценка. Методы очистки воды в промышленности и домашних условиях. Водоочистные устройства. Тема 15. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Охрана труда как система безопасности. Законодательство о труде и охране труда. Права каждого гражданина РФ по охране труда. Государственное управление охраной труда: государственный надзор и ведомственный контроль. Система управления охраной труда на предприятиях и организациях. Важнейший показатель состояния охраны труда – статистические показатели травматизма. Расследование несчастного случая. Обучение и инструктаж по охране труда. Оценка состояния рабочих мест. Тема 16. Негативные факторы среды обитания. Основные виды опасностей. Выявление и идентифицирование факторов опасностей: опасные и вредные факторы в условиях производства, быта и окружающей. Оценка действия факторов на окружающую среду, безопасность и здоровье человека. Анализ причин травм, заболеваний, аварий, катастроф. Принципы и критерии гигиенического нормирования. Основные методы и средства защиты человека от воздействия негативных факторов.
План лекций План лабораторных работ План семинарских занятий
Лекция 4. Система национальной безопасности РФ, ее составляющие. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность (2 часа). 1.Понятие национальной безопасности страны. 2. Национальные интересы России. 3. Экономическая безопасность. 4. Информационная безопасность Российской Федерации 5. Продовольственная безопасность. Список литературы [1–4; 10;26;29] Лекция 5. Мониторинг как фактор безопасности. Качество природной среды и ее нормирование (2 часа). 1. Классификация негативных факторов среды обитания, их краткая характеристика. 2. Качество природной среды и ее нормирование. Понятие о нормативах качества (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ПДОК), их значение для оценки безопасности пищи, воды, атмосферы, жилища, производственных помещений. 3. Мониторинг как фактор безопасности, цель и виды мониторинга. Список литературы [1–6; 8; 9; 11; 12]       Практическое занятие 6. Мониторинг безопасности по медико-демографическим показателям на определенной территории (2 часа). Задачи: 1. Изучить понятие «мониторинг безопасности» и его основные критерии: медико-демографический и медико-биологический. 2. Познакомиться с методикой расчета безопасности на основе демографических и медико-биологических показателей. 3. Познакомиться с демографической ситуацией на территории Российской Федерации и Челябинской области и проанализировать причины сложившейся ситуации. Материалы и оборудование 1. Таблицы. 2. Калькуляторы. Теоретическая часть: 1. Проанализируйте основные факторы, влияющие на состояние здоровья человека и населения данной территории. 2. По каким параметрам проводится оценка риска? 3. Дайте объяснение следующим понятиям: зона экологического благополучия, зона экологического риска, зона экологического кризиса, зона экологического бедствия и катастрофы. 4. Определите причины возникновения кризисных и бедственных явлений. 5. Как можно определить безопасность РФ и Челябинской области с точки зрения современной демографической ситуации и заболеваемости населения? 6. Что такое «профессиональные заболевания» и как они характеризуют безопасность территории? Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33] Практическая часть: 1. Оценить экологическое благополучие и безопасность территории по основным группам демографических показателей. 2.. Оценить экологическое благополучие и безопасность территории по показателям соматической заболеваемости населения определенной территории. 3. Общие выводы по работе. Практическое занятие 7. Радиационная безопасность. Оценка радиационной обстановки на территории (2 часа). Задачи: 1. Познакомиться с основными источниками радиационного загрязнения. 2. Изучить единицы и критерии радиационной безопасности. 3. Разобрать механизм действия ионизирующей радиации на организм человека. 4. Освоить методы радиационного инструментального контроля безопасности территории. Материалы и оборудование 1. Таблицы. 2. Приборы дозиметрического контроля. Теоретическая часть: 1. Что такое радиация? Какие виды радиации Вам известны? 2. Назовите виды ионизирующего излучения и их источники. 3. Перечислите единицы измерения и оценки ионизирующего излучения. 4. Раскройте механизм действия радиации на организм человека. Назовите меры радиационной безопасности. 5. Дайте анализ радиационной обстановки в РФ и Челябинской области. Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33] Практическая часть: 1. Проведение анализа радиационной обстановки на определенной территории или в определенном помещении. 2. Общие выводы по работе. Практическое занятие 8. Оценка безопасности атмосферы. Факторы, влияющие на состав и качество атмосферы (2 часа). Задачи: 1. Изучить, какие факторы влияют на состав и безопасность атмосферы. 2. Выявить опасные факторы атмосферы, влияющие на состояние здоровья человека. 3. Определить нормативы качества и безопасности воды. 4. Познакомиться с основными методами и способами улучшения качества и безопасности атмосферы. Материалы и оборудование 1. Справочная литература. 2. Таблицы. Теоретическая часть: 1. Каков состав атмосферы? 2. Что понимают под термином «нормирование качества атмосферы»? Дайте понятие о ПДК загрязнителей. 3. Назовите факторы, изменяющие состав и качество атмосферы – физические, химические и др. Укажите их влияние на здоровье человека. 4. Как происходит изменение состава атмосферы под влиянием природных и антропогенных факторов? 5. Какие меры по предотвращению загрязнения атмосферы и способы ее очистки Вам известны? Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33] Практическая часть: 1. Оценка экологической ситуации и безопасности территории по критериям аэрогенной нагрузки. 2. Решение ситуационных задач. 3. Общие выводы по работе. Практическое занятие 9. Безопасность воды – фактор качества здоровья населения (2 часа). Задачи: 1. Определить факторы – физические, биологические, химические, влияющие на состав, качество и безопасность воды. 2. Изучить требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. 3. Познакомиться с основными методами и способами очистки и обезвреживания воды. Материалы и оборудование 1. Справочная литература. 2. Таблицы. Теоретическая часть: 1. Перечислите факторы, влияющие на состав, качество и безопасность воды. 2. Какие требования, предъявляемые к составу и качеству воды, Вам известны? 3. Дайте определение понятиям: нормирование качества, ПДК загрязнителей. 4. Определите роль воды в передаче различных инфекционных заболеваний человека. 5. Перечислите способы очистки и обеззараживания воды. Перечислите известные Вам современные бытовые фильтры, укажите их достоинства и недостатки. Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33] Практическая часть: 1. Эколого-гигиеническая оценка качества и безопасности питьевой воды. 2. Подбор фильтра для доочистки питьевой воды в домашних условиях. 3. Выводы по работе. Практическое занятие 10. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Охрана труда как система безопасности (2 часа). Задачи: 1. Определить основные показатели, характеризующие условия труда и технику безопасности на рабочем месте 2. Изучить характеристику различных классов условий труда: оптимальные (I класс), допустимые (II класс), вредные и опасные (III класс), травмоопасные (экстремальные) (IV класс). 3. Познакомиться с методикой проведения специальной оценки условий труда. Материалы и оборудование 1. Линейки, карандаши. 2. Информационный материал, схемы. Теоретическая часть: 1. Какие различают формы труда? Чем определяется и чем характеризуется каждая форма? 2. Что значит напряженность труда? Какие факторы характеризуют напряженность труда? 3. Что означают условия труда? На какие классы подразделяются условия труда? 4. Охарактеризуйте различные классы условий труда. 5. Какие факторы характеризуют микроклимат производственных помещений. 6. На какие группы подразделяются опасные и вредные производственные факторы? Что относится к каждой их этих групп? Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 17; 22; 26; 29; 30; 32; 33] Практическая часть: 1. Оценка условий труда на производстве. 2. Решение ситуационных задач. 3. Общие выводы по работе.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть (18) Вариативная часть
· Выполнение задания к лекции (2 часа). Выполнение индивидуального домашнего задания (4 часа). Подготовка конспектов к практическим занятиям (10 часов) Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции наименование оценочного средства
ОК-8: З.1, З.2, З.3, У.1, У.2, В.1, В.2, В.3 Тест, проверка конспектов к практическим занятиям, выполнение практических работ, кейс-задача
Раздел 3. Социально опасные явления и защита от них
Цель изучения: в результате учебной деятельности студент должен Знатьхарактеристику и классификацию социальных опасностей, причины преступления, правила поведения при встрече с преступником; виды мошенничества и правила безопасного поведения с мошенниками; зоны повышенной опасности (стадионы, вокзалы, рынки, дискотеки и т.д.) (З.1.); необходимые меры безопасности в быту и повседневной жизни и трудовой деятельности (З.2.); основы пожарной безопасности, действия при возникновении пожаров, средства пожаротушения (З.3.); оптимальные и допустимые нормы параметров микроклимата жилых помещений, требования и нормы освещенности, воздушно-теплового режима; основные группы загрязнителей воздуха и их источники в жилой среде (З.4.); особенности действий педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов, меры предупредительного характера для уменьшения вероятности захвата в образовательных учреждениях (З.5.). Уметь выбирать и эффективно применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности (У.1.); формировать у обучаемых навыки правильного поведения и практических действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанных с терроризмом (У.2.); использовать подручные средства для тушения возгораний и пожара, пользоваться огнетушителями; действовать во время пожара в школе, организовать эвакуацию детей (У.3.). Владеть способами обеспечения безопасности детей при пожаре в школе, при террористическом акте и при возникновении других социальных опасностей (В.1.)
Тема: 17. Безопасность жизнедеятельности и жилая (бытовая среда).Зоны повышенной опасности современного города. Понятие «жилая среда» и основные группы ее неблагоприятных факторов. Источники химического загрязнения воздуха жилой среды, влияние на здоровье человека. Тема: 18. Криминогенная опасность.Транспорт и его опасности. Криминогенная опасность. Организованная преступность. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Тема: 19. Основы пожарной безопасности. Горение и пожароопасные свойства веществ. Противопожарная профилактика, организация пожарной охраны на предприятиях и организациях. Пожарная сигнализация. Тема: 20. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре в школе. Устройство и правила использования первичных средств пожаротушения. Основные характеристики огнегасящих составов для огнетушителей. Назначение, устройство и принцип действия различных типов огнетушителей. Действия при пожаре в школе. Тема: 21. Социальные опасности. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Понятие о социальных опасностях, причинах их возникновения. Классификация социальных опасностей. Виды психического воздействия на человека и защита от них. Социальные опасности, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ. Социальные опасности, связанные с распространением венерических заболеваний. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
План лекций План лабораторных работ План семинарских занятий
Лекция 6. Основы пожарной безопасности (2 часа). 1. Пожарная безопасность. Система обеспечения пожарной безопасности. 2. Пожары, их характеристика. Основные параметры пожаров. 3. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории предприятий. 4. Огнегасительные вещества и их свойства. Средства пожаротушения. Список литературы [1–4; 6; 8; 11;12;26;29] Лекция 7. Социальные опасности. Общественная опасность экстремизма и терроризма (2 часа). 1. Понятие о социальной опасности. 2. Классификация социальных опасностей. Список литературы [1–4; 7 – 9; 13 – 16; 26; 40; 42]     Практическое занятие 11. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре в школе (2 часа). Задачи 1. Ознакомиться с огнегасительными веществами и областью их применения. 2. Изучить назначение, устройство и принцип действия различных типов огнетушителей. 3. Познакомиться с требованиями пожарной профилактики в школе и действиями преподавателя и школьников при возникновении пожара в школе. Материалы и оборудование 1. Таблицы: а) строение огнетушителей разных типов. 2. Линейки, карандаши. 3. Информационный материал, схемы. 4. Огнетушители разных типов. Теоретическая часть: 1). Устройство и правила использования первичных средств пожаротушения. 2). Основные характеристики огнегасящих составов для огнетушителей. 3). Назначение, устройство и принцип действия различных типов огнетушителей. 4). Алгоритм действий учителя при пожаре в школе. Список литературы[1– 6; 7 – 9; 11; 12; 13-15; 26; 29; 30; 33] Практическая часть: 1. Освоить основные характеристики огнегасящих составов для огнетушителей. 2. Установить особенности устройства и использование различных огнетушителей. 3. Изучить требования пожарной профилактики в школе и действия преподавателя и школьников при возникновении пожара в школе.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
· Выполнение задания к лекции (2 часа). Выполнение индивидуального домашнего задания (4 часа). Подготовка конспектов к практическим занятиям (10 часов) Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции наименование оценочного средства
ОК-8: З.2, З.2, У.1, У.2, В.1, В.2 Тест, проверка конспектов к практическим занятиям, выполнение практических работ, реферат
ОПК-12: З.4; З.5, У.3, У.4, У.5, В.4 Кейс-задача, собеседование
         

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: