1. Цель и задачи дисциплины «Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия».
2. Образовательный процесс как сложная система педагогического взаимодействия. Важнейшее условие результативности и эффективности образовательного процесса.
3. Современные проблемы профессионально-педагогического взаимодействия.
4. Профессионально-педагогическое взаимодействие как фактор, оказывающий определяющее влияние на результаты обучения и воспитания.
5. Современная парадигма образования и организация педагогического взаимодействия.
6. Педагогика сотрудничества как основа учебно-воспитательного процесса.
7. Личностно ориентированное воспитание.
8. Профессионально-педагогическое взаимодействие и научно-педагогические исследования.
9. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы.
10. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.
11. Активность личности и организация жизнедеятельности воспитанников.
|
|
12. Совместно разделенная деятельность педагога и обучающихся. Развитие личности в сотрудничестве педагога и воспитанника.
13. Методы, приемы и средства воспитания. Методы воспитания как совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
14. Общественная природа методов воспитания. Логическая связь между закономерностями, педагогическими принципами и методами воспитания.
15. Формы выражения отношения (рациональная, эмоциональная и поведенческо-деятельностная) и классификация методов воспитания. Три группы методов воспитания: методы убеждения, методы организации жизни и деятельности обучающихся, стимулирующие методы.
16. Элементы материальной и духовной культуры как средства воспитания.
17. Способы коммуникации как средства воспитания.
18. Коллектив и социальная группа, как среда для установления коммуникации и как организующие условия воспитания.
19. Педагогическая ситуация в решении задач профессионально-педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация как кратковременное взаимодействие педагога и воспитанника. Ситуации, имеющие педагогическое значение: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации принятия решения, ситуация успеха, проблемная ситуация, ситуация критики и самокритики, ситуация самооценки, ситуации общения и др.
20. Методика анализа педагогической ситуации. Поступок как действие личности, побуждаемое осознанными мотивами и целями. Психолого-педагогическая диагностика поступка.
21. Анализ педагогической ситуации на основе психолого-педагогической диагностики поступка.
|
|
22. Педагогическое общение как взаимодействие педагога и обучающихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
23. Общение как средство решения учебных задач. Общение как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса. Общение как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанников, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
24. Роль общения в создании педагогических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание.
25. Общение и преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности (стеснительность, скованность, неуверенность). Создание условий для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Возможности в осуществлении социально-психологической коррекции развития и становления важнейших личностных качеств.
26. Типология педагогического взаимодействия, учитывающая такие характеристики как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Анализ различных типов взаимодействия.
27. Уровни педагогического взаимодействия. Стили взаимоотношений педагога и обучающихся. Характер педагогического взаимодействия в коллективе и особенности общения.
28. Особенности профессионально-педагогического общения. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Признание личности как субъекта общения в педагогическом взаимодействии. Новая позиция воспитателя в организации педагогического взаимодействия.
29. Система психолого-педагогических принципов организации личностного педагогического взаимодействия. Современное прочтение принципов диалогизации, проблематизации, персонификации, индивидуализации.
30. Психологические центрации в деятельности педагога. Личностная и ситуативная центрации. Диалог с доминантой на собеседнике как особый тип центрации. Особенности психологической центрации педагога и гуманистический характер организации педагогического взаимодействия.
31. Современный подход к рассмотрению роли воспитателя и воспитанника. Безусловное принятие личности. Возможность организации субъект-субъектного взаимодействия
32. Сущность личностно центрированного подхода. История возникновения личностно ценирированного подхода. Работы К. Роджерса.
33. Вера в огромные возможности человека, в конструктивность, позитивность и социальность его природы как основа содержания отношения к воспитаннику. Глобальное доверие человеку. Абсолютность утверждения о том, что в каждом человеке существует тенденция к росту, развитию, реализации своего потенциала.
34. Основные положения личностно центрированного подхода. Условия раскрытия ресурсов личности: атмосфера конгруэнтного самопредъявления, безусловного позитивного принятия, и эмпатического понимания. Особенности обеспечения конгруэнтности, безусловного позитивного принятия и эмпатического процесса.
35. Личностно ориентированное и личностно центрированное взаимодействия: сходство и отличия. Особенности понимания субъектности личности.
36. Культура педагогического влияния. Педагог как фасилитатор.
37. Экспрессивное личностно центрированное психолого-педагогическое взаимодействие.
38. Общение как контекст и способ психологического влияния. Межличностное общение: деятельность и активность.
39. Основные стороны и функции процесса общения. Коммуникативная и информативная функции общения. Интеракция и регулятивная функции общения. Перцепция и аффективно-когнитивная функции общения.
|
|
40. Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Средства психологического влияния.
41. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта.
42. Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния.
43. Регулирование реализации потребностей как средство влияния.
44. Подключение к совместной деятельности как средство влияния.
45. Влияние в процессе взаимодействия в профессионально-педагогическом общении и обеспечение субъектности воспитанника.