Профессионально-педагогического взаимодействия»

1. Цель и задачи дисциплины «Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия».

2. Образовательный процесс как сложная система педагогического взаимодействия. Важнейшее условие результативности и эффективности образовательного процесса.

3. Современные проблемы профессионально-педагогического взаимодействия.

4. Профессионально-педагогическое взаимодействие как фактор, оказывающий определяющее влияние на результаты обучения и воспитания.

5. Современная парадигма образования и организация педагогического взаимодействия.

6. Педагогика сотрудничества как основа учебно-воспитательного процесса.

7. Личностно ориентированное воспитание.

8. Профессионально-педагогическое взаимодействие и научно-педагогические исследования.

9. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы.

10. Педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

11. Активность личности и организация жизнедеятельности воспитанников.

12. Совместно разделенная деятельность педагога и обучающихся. Развитие личности в сотрудничестве педагога и воспитанника.

13. Методы, приемы и средства воспитания. Методы воспитания как совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

14. Общественная природа методов воспитания. Логическая связь между закономерностями, педагогическими принципами и методами воспитания.

15. Формы выражения отношения (рациональная, эмоциональная и поведенческо-деятельностная) и классификация методов воспитания. Три группы методов воспитания: методы убеждения, методы организации жизни и деятельности обучающихся, стимулирующие методы.

16. Элементы материальной и духовной культуры как средства воспитания.

17. Способы коммуникации как средства воспитания.

18. Коллектив и социальная группа, как среда для установления коммуникации и как организующие условия воспитания.

19. Педагогическая ситуация в решении задач профессионально-педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация как кратковременное взаимодействие педагога и воспитанника. Ситуации, имеющие педагогическое значение: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации принятия решения, ситуация успеха, проблемная ситуация, ситуация критики и самокритики, ситуация самооценки, ситуации общения и др.

20. Методика анализа педагогической ситуации. Поступок как действие личности, побуждаемое осознанными мотивами и целями. Психолого-педагогическая диагностика поступка.

21. Анализ педагогической ситуации на основе психолого-педагогической диагностики поступка.

22. Педагогическое общение как взаимодействие педагога и обучающихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

23. Общение как средство решения учебных задач. Общение как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса. Общение как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанников, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

24. Роль общения в создании педагогических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание.

25. Общение и преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности (стеснительность, скованность, неуверенность). Создание условий для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Возможности в осуществлении социально-психологической коррекции развития и становления важнейших личностных качеств.

26. Типология педагогического взаимодействия, учитывающая такие характеристики как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Анализ различных типов взаимодействия.

27. Уровни педагогического взаимодействия. Стили взаимоотношений педагога и обучающихся. Характер педагогического взаимодействия в коллективе и особенности общения.

28. Особенности профессионально-педагогического общения. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Признание личности как субъекта общения в педагогическом взаимодействии. Новая позиция воспитателя в организации педагогического взаимодействия.

29. Система психолого-педагогических принципов организации личностного педагогического взаимодействия. Современное прочтение принципов диалогизации, проблематизации, персонификации, индивидуализации.

30. Психологические центрации в деятельности педагога. Личностная и ситуативная центрации. Диалог с доминантой на собеседнике как особый тип центрации. Особенности психологической центрации педагога и гуманистический характер организации педагогического взаимодействия.

31. Современный подход к рассмотрению роли воспитателя и воспитанника. Безусловное принятие личности. Возможность организации субъект-субъектного взаимодействия

32. Сущность личностно центрированного подхода. История возникновения личностно ценирированного подхода. Работы К. Роджерса.

33. Вера в огромные возможности человека, в конструктивность, позитивность и социальность его природы как основа содержания отношения к воспитаннику. Глобальное доверие человеку. Абсолютность утверждения о том, что в каждом человеке существует тенденция к росту, развитию, реализации своего потенциала.

34. Основные положения личностно центрированного подхода. Условия раскрытия ресурсов личности: атмосфера конгруэнтного самопредъявления, безусловного позитивного принятия, и эмпатического понимания. Особенности обеспечения конгруэнтности, безусловного позитивного принятия и эмпатического процесса.

35. Личностно ориентированное и личностно центрированное взаимодействия: сходство и отличия. Особенности понимания субъектности личности.

36. Культура педагогического влияния. Педагог как фасилитатор.

37. Экспрессивное личностно центрированное психолого-педагогическое взаимодействие.

38. Общение как контекст и способ психологического влияния. Межличностное общение: деятельность и активность.

39. Основные стороны и функции процесса общения. Коммуникативная и информативная функции общения. Интеракция и регулятивная функции общения. Перцепция и аффективно-когнитивная функции общения.

40. Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Средства психологического влияния.

41. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта.

42. Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния.

43. Регулирование реализации потребностей как средство влияния.

44. Подключение к совместной деятельности как средство влияния.

45. Влияние в процессе взаимодействия в профессионально-педагогическом общении и обеспечение субъектности воспитанника.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: