Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы-вает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непо-средственно-эмоциональное общение со взрослым со-здает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста-ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени-ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте-реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли-синой, специфическая особенность ведущего типа дея-тельности состоит в том, что предмет этой деятельно-сти - другой человек. Но если предмет деятельности -другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал
|
|
Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано-вится другой человек. Общение этого типа в младенче-ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос-лого ребенок становится предметом деятельности. Со
Основные психологические новообразования младенческого периода
Основныминовообразованиями младенческогоперио-да являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз-никновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ре-бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата-ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рас-сматривает свои ручки, следит за тем, как рука прибли-жается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психи-ческого развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются воз-можности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простоеперемещениепредмета, двиганиеим,извлече-ние из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формиру-ются соотносимые действия: ребенок может манипули-ровать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действиянанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребе-нок пытается воспроизвести действие на всех возмож-ных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует воз-никновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы,
к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недося-гаемому предмету руки возникает указательный жест.
Развитие психических функций