Развитие восприятия определяется тремя параметра-ми: перцептивными действиями, сенсорными эталонами
и действиями соотнесений. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характер-ных для данного предмета или ситуации качеств (инфор-мативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих обра-зов-эталонов с предметами окружающего мира. Дей-ствия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируют-ся. Развитие перцептивных действий помогает формиро-ванию обобщения, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальней-шем объединить их в классы и понятия.
В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться и наглядно-образ-ноемышление.
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышле-ния до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возника-ет в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непо-средственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач дети должны уметь
|
|
I
40. Формир | ie личностной сферы | • 4 |
в раннем детстве |
Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружаю-щим надо помнить, что представление о себе, первая са-мооценка детей в это время является на самом деле инте-риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш-ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо-оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте
к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех
в осуществляемой деятельности.
В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру-гих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет-ства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.