Стратегии инновационных предприятий

По мере развития отрасли темп внедрения инноваций падает, а рост производства поддерживается за счет увеличения доли рынка. В любой отрасли предприятие должно определить:

1. На какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент?

2. Можно ли что-то предпринять, чтобы существенно замедлить спад или ускорить подъем?

В настоящее время растущими отраслями являются:

• телекоммуникации, электрическая связь,

• микроэлектроника,

• биотехнологии, генная инженерия,

• производство средств информатизации производства,

• сфера услуг.

Успех в этих отраслях достигается за счет внедрения инноваций и наступательной инновационной стратегии.

Инновации появляются в результате взаимодействия достижений НТП и возникающих новых проблем и потребностей.

У инновационных предприятий существуют две главные проблемы:

1. Как сделать инновацию рентабельной и быстро окупить затраты на нее?

2. Как обезопасить себя от последователей и имитаторов?

Предприятие-лидер на определенном товарном рынке всегда является и лидером инноваций (IBM, Sony, Kodak, Siemens и другие). Они имеют общую главную цель - защититься от нападающих и догоняющих и усилить свои конкурентные преимущества.

Для инновационных предприятий наиболее эффективна наступательная стратегия. Для лидеров характерна стратегия расширения глобального спроса, которая особенно эффективна на начальной стадии жизненного цикла товара. Но лидеры могут применить и оборонительную стратегию для защиты от имитаторов. Для этого существуют следующие средства:

• ноу-хау, патенты на изобретения и промышленные образцы;

• технологическое развитие;

• использование преимуществ, обеспечиваемых опытной кривой;

• консолидация рынка за счет интенсивной сбытовой политики;

• конфронтация с конкурентами в ценовой и неценовой конкуренции.

Лидер, стремясь сохранить свои позиции, тратит много средств на инновации, разработки, рекламу, маркетинг. Имитаторы не делают таких затрат и не рискуют, в отличие от лидера. Они неотступно следуют за лидером, действуя по принципу «и я тоже здесь». Такие фирмы преследуют цель осознанного раздела рынка и мирного сосуществования. На лидеров постоянно нападают другие, нелидерские организации. К прямой атаке прибегают только венчурные фирмы. Другие стремятся найти нишу, отличную от ниши лидера. При этом обычно применяется стратегия «атака через цену», то есть предложение того же товара по существенно более низкой цене (японские фирмы). Для уменьшения риска потерь рекомендуется следующее поведение инновационных предприятий:

1) инновации должны быть основаны на стратегическом планировании;

2) предприятия должны иметь пакет патентов или ноу-хау для обеспечения прочного положения на рынке;

3) необходимо постоянно выявлять новые потребности клиентов;

4) очень важно правильно выбрать момент выхода с новым товаром на рынок. Чаще всего предприятия-лидеры используют ценовую стратегию «снятия сливок». Такая стратегия позволяет окупить затраты на НИОКР, охватить разные сегменты рынка, добиться высокой престижности своего изделия. Потребители ассоциируют высокие цены с высоким качеством товара.

Прямо противоположная стратегия - стратегия «низких цен», которую инновационные предприятия применяют для прорыва на рынок. Но эта стратегия применяется обычно к не самым сложным изделиям. Стратегия инновационного предприятия всегда создается заново, потому что она не может опираться на экстраполяцию тенденций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: