Расширение сознания – самоопосредование

Бесконечное, мышление должно опосредовать себя само. Оно содержит в себе многообразный материал, являющийся результатом воспитания и опыта. Это – то непосредственное, что дано ему как предмет, подлежащий опосредованию, – ощущения, восприятия, чувства, представления, мысли. Познание – деятельность мышления – и есть само опосредование. Мышление, как своя собственная деятельность, преобразует, познает себя как свой собственный предмет, само познание выступает здесь и как предмет и как деятельность. В процессе самоопосредования мышление в равной мере есть и объект познания и субъект. Оно есть деятельное и страдающее от этой деятельности, оно есть формопреобразование себя в себе. Или, что особенно важно, в такой же мере преобразование своего содержания исходящее из самого себя, оно есть раскрытие того, что внутри него, в-себе, наружу, в-для-себя. Это – процесс расширения сознания. (Вот еще одна цитата из «Раджа-Йоги»: «…расширение, или развитие сознания является не столько «ростом», сколько «раскрытием» – не новым творчеством или расширением, приходящим извне, а скорее раскрытием изнутри наружу»).

Понятие – бесконечно

Но что такое бесконечное понятие? Ведь бесконечное, как уже было сказано, не имеет вне себя своего другого, в данном случае это значит, что понятие не содержит вне себя других понятий, а наоборот, всякое понятие само содержится в нем.

Мистика какая-то.

Давайте присмотримся к деятельности мышления, выраженной в суждении. Суждение имеет вид примерно такой: А есть В. Например, на вопрос, что такое компьютер, мы отвечаем что-то вроде «Компьютер есть электронное устройство для обработки информации». «Компьютер» в этом предложении – некоторое единичное, и в то же время форма этого единичного находится и в мышлении – как восприятие или представление, или множество определений мысли. Всякое понятие имеет некоторое созданное деятельностью мышления конкретное содержание.

Вспомните «Капитал» Маркса. Труд каждого отдельного человека непосредственным образом есть единство его конкретного труда, выраженного в потребительной стоимости товара, и труда абстрактного, некоторой всеобщности, в которой труд признается человеческой деятельностью вообще, носителем меновой стоимости.

Деятельность мышления имеет ту же природу. Как конкретная деятельность познания она имеет своим продуктом конкретное, единичное понятие, а как форма познания вообще, мышления вообще – нечто абстрактное, всеобщее, некоторая «меновая стоимость», находящая свое воплощение в «процессе обмена», в суждении. Понятие есть непосредственно в себе это единство единичного и всеобщего. (Поэтому Гегель начинает анализ понятия именно с этой формы суждения: Единичное есть Всеобщее). Для нас же важно сейчас лишь отметить момент различия понятия внутри себя, то, что оно выражает некоторое нечто, и в то же время что-то другое. Это именно та форма, в которой мы постоянно вращаемся на практике. Мы говорим: «Сократ есть философ», «Лошадь есть животное» и т.д., но за всеми этими конкретными суждениями стоит их всеобщее, сущность и истина суждения: «Субъект есть предикат», «Нечто есть Другое». Всмотримся в высказанное содержание пристальнее. (Необходимо предупредить читателя, что это будет крайне непросто. Не отчаивайтесь!).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: