Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается! Основные принципы общения (работы) с «жертвой», после ее извлечения:
- передаете человека другим специалистам (медикам);
- даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.
Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!
Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:
- техника «Трех «да»;
- техника пресуппозиции;
- техника «Или-или».
Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:
Задайте человеку подряд три вопроса, на которые он однозначно ответит «Да».
Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).
В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии.
Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.
Схема выполнения техники «Трех «да»:
вначале: | вопрос: | «Слышишь меня?» | ответ: | «Да» |
вопрос: | «Видишь меня?» | ответ: | «Да» | |
вопрос: | «Дышишь?» | ответ: | «Да» | |
затем сразу: | установка: | успокойся |
Техника: «Или-или» - представляет собой иллюзию выбора. Например, вы предлагаете пострадавшему, находящемуся в состоянии ожидании известий о судьбе своих близких, выпить чаю (выпить лекарства). Скорее всего, он откажется от вашего предложения. Отказ от воды, пищи в подобных ситуациях частое, вполне естественное и объяснимое явление.
Лучше задать вопрос по-другому, например: «Вы сейчас выпьете чаю или через 15 минут?». Таким вопросом вы лишаете человека возможности подумать о том, хочет он чая или нет. Человек, скорее всего, задумается над тем, когда он выпьет предложенный чай.
Техника пресуппозиции. Предполагает подстройку под совершаемые человеком действия, прогнозирование окончания данного действия, а так же связь прогнозируемого действия с действием или изменением состояния пострадавшего, желательного для вас.
Схема выполнения техники пресуппозиции:
1. | Подстраиваетесь под действие человека: | Он пьет воду |
2. | Прогнозирование дальнейшего действия, которое он наверняка совершит: | Он допьет воду |
3. | Связываете прогнозированное действие с действием или изменением состояния, которое вам необходимо: | Еще до того, как ты допьешь воду, ты станешь сильнее |
Учитывайте особенности пострадавших, главной из которых является быстрая внушаемость. Помимо этого, не стоит забывать - с какой из пострадавших групп вы работаете на данный момент. Если с такими группами пострадавших как, непосредственно пострадавшие; очевидцы; наблюдатели или «зеваки»; телезрители - вы общаетесь не всегда, то общение с такой группой пострадавших, как «жертвы» - неотъемлемая часть вашей работы.