III. Изучение нового материала. 1. Развитие представления о способах выражения сказуемо-го

 

1. Развитие представления о способах выражения сказуемо-го. В сильном классе можно начать с анализа предложения из сделанной работы: Он весь как Божия гроза. Делается вывод

 

о том, что сказуемое может быть выражено существительным в форме именительного падежа.

 

Наблюдение над предложениями упр. 169, чтение теоретиче-ского материала учебника (с. 79).

 

2. Выполнение упр. 170, 171 сопровождается составлением

схем.

 

В работе используется не только толковый словарь (упр. 171), но и словарь «Произноси правильно!» (с. 174). Обращается вни-мание прежде всего на произнесение слова парт е р (прогова-ривается несколько раз). Учитель может сообщить учащимся

 

о том, что все три слова — партер, планер, сувенир — пришли в русский язык из французского, в котором ударение падает на последний слог, и варианты ударения, причём с недавних пор,


имеет только слово планер / планёр. Учащиеся вспоминают слова парашют, жюри. Предлагается проверить своё языковое чутьё и найти в словарике аналогичные слова (например: ве-стибюль, кабинет, тираж).

 

В личные словари учащиеся выписывают также слова аппа-рат, театр, ориентировка, встретившиеся в статьях толково-го словаря.

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

 

1. Упр. 172. Вывод о том, что одна и та же мысль может быть выражена в языке предложениями разной структуры.

2. Комментированный диктант.

 

Все любят сказку о Коньке-Горбунке. Её автор — Петр Павлович Ер-шов. «Конёк-Горбунок» — его первая книга. Ершов работал учителем гимназии в далёком Тобольске. Тобольск — город в Сибири. У Ершова учился великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.

 

3. Упр. 174. Выразительное чтение стихотворения Н. Забо-лоцкого, подбор заголовка.

 

* В сильном классе можно расширить представление учащих-ся о постановке тире между подлежащим и сказуемым и о спо-собах выражения подлежащего. Для анализа хорошо подходит предложение Жить — Родине служить, которое легко транс-формируется учащимися в предложение с существительными: Жизнь — служба Родине. Аналогичную работу можно провестис пословицами: 1) Жизнь прожить — не поле перейти. 2) Учить других — учиться самому. 3) Разумно жить — минутой доро-жить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: