1. Работа с учебником на с. 113 (до пунктуационного правила). 2. Наблюдения над предложениями упр. 245: отработка инто-
нации, работа с глаголами говорения. Учащиеся собирают сло-ва, которые вводят прямую речь в указанных примерах: сказа-ла, заплакали, зарыдало, шепнул, затем дополняют эту группу.
Данная работа может происходить в игровой форме (напри-мер, как дуэль между двумя группами): побеждает та группа, за которой останется последнее слово. Слова записываются на доске и в тетрадях: говорить, проговорить, ответить, спро-сить, подсказать, посоветовать, произнести, крикнуть, провозгласить, попросить, прикрикнуть, отругать, промям-лить, процедить, отговориться, напугать, объяснить, заста-вить, призвать и пр.
3. Наблюдения над пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей перед словами автора, составление схем пред-ложений упр. 245 (ПП № 5, с. 113).
4. Работа с правилом № 5 (с. 114), выразительное чтение предложений в материалах для наблюдения, сравнение схем
и запоминание, когда ставится двоеточие, когда тире, чем за-меняется точка в конце прямой речи перед словами автора.
Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая — после кавычек. Также можно предложить использование менее громоздких схем, принятых в старших классах:
А: «П». А: «П!» «П», — а. «П!» — а.
А: «П?» «П?» — а.
5. Выразительное чтение предложений упр. 246, мини-кон-курс на лучшее исполнение роли в баснях И. А. Крылова (од-новременно — конкурс на узнавание басен, из которых взяты предложения).
Перед выполнением письменного задания учащиеся отвеча-ют на вопрос, почему в прямой речи так часто встречаются об-ращения.