I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. Определите значение слов, запишите слова в столбик (все сло-

Определите значение слов, запишите слова в столбик (все сло-

 

ва состоят из одного слога и имеют нулевое окончание): 1) ис-пользуется для игры в футбол; 2) разговорный вариант слова «один»; 3) антоним слова «враг»; 4) полоска солнечного све-та; 5) антоним слова «день»; 6) денежная единица России; 7) бывает твёрдый, плавленый, с плесенью; 8) бывает корен-ной и молочный. (Мяч; раз; друг; луч; ночь; рубль; сыр; зуб.)

 

— Чем похожи все эти слова? Можно ли их сгруппировать по видам орфограмм? Какой приём используется для проверки парных согласных на конце слов?


II. Изучение темы урока.

 

1. «Уменьшите» все записанные слова, запишите их рядом. Что вы для этого использовали?

 

2. Работа с материалами учебника (с. 16—17) и упр. 403— 409 сопровождается составлением таблицы в тетрадях-справоч-никах.

 

Значение суффикса Суффиксы Примеры
       
Лицо по роду занятий, -щик-; -чик-; Паромщик, грузчик,
профессии; производи- -ак-; -ист-; рыбак, гитарист,
тель действия   -ник-; -тель- охотник, читатель
     
Сделанный из... -ов-; -ян-; Меховой, шерстяной
         
Становиться таким по -е- Синеть  
цвету          
       
Уменьшительный, ласка- -к-; -ёшк-; -ик-; Рыбка, рыбёшка, мя-
тельный     -ок- чик, сырок
     
Связанный с предметом -к-; -н- Рыбный, рыбацкий
       
Единичный предмет -ин- Рыбина  
       
Житель города, края, -ец-; -ич-; -як-; Рязанец, москвич, си-
страны     -янин- биряк, россиянин
     
Неполнота признака -оват- / -еват- Сыроватый, синева-
        тый  
           

 

При работе над упражнениями необходимо учесть: слово рыбачка (упр. 403) имеет два суффикса, поскольку являетсяпроизводным от рыбак(а); следует объяснить значение много-значного слова рыбник; упр. 404, 406 сопровождаются работой со словарём, в который заносятся все трудные слова (баянист, виолончель, теннисист и др.). Учитель может предложить уча-щимся составить предложения с обобщающими словами (музы-кальные инструменты; виды спорта), чтобы закрепить право-писание и повторить пунктуацию. Упр. 405 учитель начинает с представления суффиксов, которые используются в русском языке для обозначения жителя чего-либо.

 

III. Закрепление изученного материала.

 

Упр. 412, 413 сопровождаются выразительным чтением, до-полнением таблицы, выявлением роли уменьшительно-ласка-тельных суффиксов. Можно предложить учащимся написать сочинение на лингвистическую тему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: