Взаимопроверка. У доски учащийся выписывает только при-лагательные, дополняет ряд своими примерами и объясняет, что связывает все эти слова. Класс дополняет его работу своими словами, участвуя в конкурсе «Кто последний?». Победитель задаёт вопросы классу по изученным темам раздела «Морфе-мика».
III. Работа по теме урока.
Работа с материалами учебника: комментирование рисунков, расшифровка схем (с. 21) — запись глаголов в составе словосо-четаний, составление предложений, выполнение упр. 416, 418.
Не рекомендуется выполнять упр. 415 в предложенном фор-мате, поскольку у учащихся формируется ошибочное представ-ление о приставочном способе образования прилагательных (по аналогии с глаголами). Следует организовать работу с опо-рой на существительные:
небо с облаками → к а к о е? → облачное
небо без облаков → к а к о е? → безоблачное
Значение приставки — «без чего-либо; в отсутствие чего-либо».
IV. Закрепление изученного материала.
|
|
Работа с текстом (спроецирован на доску): выразительное чтение, определение темы, стиля и типа речи. Грамматические задания: найти слова с приставками, выделить их. Выписать второе предложение, графически объяснить знаки препинания.
Наступила торжественная минута. Проревел пароходный гудок, и судовая команда во главе с капитаном выстроилась на баке. По-слышалась нестройная, трескучая «музыка». На палубу выскочили «морские черти», в которых нетрудно было узнать вымазанных сажей матросов. Они застучали трещотками, забили в кастрюли, сковороды, тазы. Под оглушительные звуки появился владыка океана — Нептун. На нём была шутовская корона, вырезанная из жести и увенчанная бубенцами, в руке он держал трезубец-вилы. Его густая зелёная боро-да из пакли ниспадала к босым ногам. (По П. Ильину)
V. Подведение итогов урока. Учащимся предлагается обра-зовать от глагола рисовать с помощью приставок новые сло-ва. Какие значения добавляют приставки к исходному слову?
VI. Домашнее задание. Упр. 417.