Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе
по-разному: 1) зубья, зубьев, зубьям, зубья, зубьями, о зубьях; 2) зубы, зубов, зубам, зубы, зубами, о зубах. Кто из девочек прав? Что каждая из них имела в виду? Составьте словосоче-тания, доказывающее ваше решение. (Зубья пилы — акульи зубы.) Учащиеся работают с материалами упр. 552.
II. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение отрывка из «Руслана и Людми-лы», работа с заданием упр. 548. Запись оформляется в 4 стол-бика: начальная форма существительного — склонение — И. п. мн. ч. — форма косвенного падежа по вариантам (ветвь — 3-е скл. — ветви — ветвям). Ответы на вопросы.
2. Работа над материалами для наблюдения (с. 73) с исполь-зованием таблицы на с. 74. Внимание к вариантам окончаний имён существительных мужского рода.
3. Упр. 550 заканчивается проверкой усвоения орфоэпиче-ской нормы (особое внимание обращается на слова второй груп-пы).
4. Упр. 553. Повторение орф. № 8, запись слов (словосочета-ний) в 3 столбика — по склонениям существительных, допол-нение 2-го столбика 3—4 примерами (без сокровищ, детский плач, мой товарищ, светлый шалаш).
|
|
5. Учитель сообщает о трудностях, связанных с образова-нием формы родительного падежа мн. числа существительных 2-го склонения, где возможны варианты — нулевое окончание или - ов. Учащиеся выполняют упр. 554, примеры из которого заносят в таблицу.
Значения | Нулевое окончание | - Ов/ - ев |
Парные предметы | Чулок, сапог, ман- | Носков, джинсов, |
жет, шаровар, погон | гольфов | |
Национальность | Грузин, осетин, та- | Киргизов, монголов |
тар | ||
Плоды | Яблок, груш | Апельсинов, помидо- |
ров | ||
Войсковые/ | Солдат, партизан, | Офицеров, тренеров |
профессиональные | бояр, дворян | |
наименования | ||
Единицы измерения | Аршин, рентген | Граммов, гектаров |