I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе

Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе

 

по-разному: 1) зубья, зубьев, зубьям, зубья, зубьями, о зубьях; 2) зубы, зубов, зубам, зубы, зубами, о зубах. Кто из девочек прав? Что каждая из них имела в виду? Составьте словосоче-тания, доказывающее ваше решение. (Зубья пилы — акульи зубы.) Учащиеся работают с материалами упр. 552.

 

II. Изучение нового материала.

 

1. Выразительное чтение отрывка из «Руслана и Людми-лы», работа с заданием упр. 548. Запись оформляется в 4 стол-бика: начальная форма существительного — склонение — И. п. мн. ч. — форма косвенного падежа по вариантам (ветвь — 3-е скл. — ветви — ветвям). Ответы на вопросы.

 

2. Работа над материалами для наблюдения (с. 73) с исполь-зованием таблицы на с. 74. Внимание к вариантам окончаний имён существительных мужского рода.

 

3. Упр. 550 заканчивается проверкой усвоения орфоэпиче-ской нормы (особое внимание обращается на слова второй груп-пы).

 

4. Упр. 553. Повторение орф. № 8, запись слов (словосочета-ний) в 3 столбика — по склонениям существительных, допол-нение 2-го столбика 3—4 примерами (без сокровищ, детский плач, мой товарищ, светлый шалаш).

 

5. Учитель сообщает о трудностях, связанных с образова-нием формы родительного падежа мн. числа существительных 2-го склонения, где возможны варианты — нулевое окончание или - ов. Учащиеся выполняют упр. 554, примеры из которого заносят в таблицу.


Значения Нулевое окончание - Ов/ - ев
     
Парные предметы Чулок, сапог, ман- Носков, джинсов,
  жет, шаровар, погон гольфов
     
Национальность Грузин, осетин, та- Киргизов, монголов
  тар  
     
Плоды Яблок, груш Апельсинов, помидо-
    ров
     
Войсковые/ Солдат, партизан, Офицеров, тренеров
профессиональные бояр, дворян  
наименования    
     
Единицы измерения Аршин, рентген Граммов, гектаров
     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: