Изучение гаджет-зависимости в студенческой среде

М.А. Андреев, 4 курс, З.П. Сафарова, 4 курс, Я.Ю. Ягмурова, 4 курс

Научный руководитель - к.м.н., доцент В.Н. Семенова

Кафедра гигиены и экологии

Новосибирский государственный медицинский университет

Актуальность. Отличительной чертой современного этапа развития человечества является широкое использование компьютерных технологий получения и переработки информации во всех отраслях народного хозяйства, включая образовательную деятельность и повседневную жизнь. Несмотря на наличие несомненных достоинств такого подхода, вопросы влияния на здоровье находятся в ряду актуальных.

Цель исследования: изучение распространенности, целей и возможных последствий использования компьютерных устройств.

Материалы и методы. В первой серии исследования участвовало 140 студентов-медиков, из них 77% обучающихся в НГМУ и 23% - в НГУ. Соотношение М:Ж=1:3. Использовалась методика анкетирования в форме онлайн-опроса, основу которого составил тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость. Также в эксперименте по изучению влияния на высшую нервную деятельность человека с помощью теста Бурдона приняло участие 12 студентов.

Результаты исследования. Показана абсолютная распространенность гаджетов (наличие у каждого респондента изучаемой выборки, причем у половины - 49,3% - в пользовании 2 устройства, у трети -32,1% – 3, у каждого шестого - 15% - более 3) и высокая частота использования (абсолютное большинство студентов — 95,7% — пользуются компьютером или мобильным устройством каждый день). По частоте использования на 1 месте находится мобильный телефон (84,3%), на втором - планшетный компьютер (6,4%), на третьем — ноутбук (5,7%) и на 4 — стационарный компьютер (3,6%). Три наиболее популярных вида сервиса: социальные сети (87,1%, несколько раз в день), поисковики (76,4%), видеохостинги (49,3%). Социальные сети чаще всего используют для общения и поиска друзей (34,3%), развлечений и прокрастинации (20,7%), получения новостей (17,1%), подготовки к учебе, работе (16,4%), для поиска информации (11,4%). Пользователи компьютерных устройств чаще испытывают нейтральные эмоции (69,3%), 30% — позитивные и 0,7% — негативные. Большинство респондентов (87.5%), заявляя о знании правил пользования гаджетами, осознавая и отрицательные последствия их юзинга, отмечает нарушение известных рекомендаций (поза, расстояние от глаз, освещенность, перерывы и т.п.) и последствия (в частности, различные проявления патологии опорно-двигательного аппарата - 64.3%, у 54,3% снижение остроты зрения за годы обучения в университете). Выявлено снижение работоспособности (66%), концентрации (33%) и устойчивости (41.6%) внимания после 45-минутного поиска новой информации в мобильном устройстве.

Выводы. Внедрение компьютерных устройств в повседневную жизнь студентов-медиков имеет колоссальное значение, обладая не только позитивными, но и негативными характеристиками. Прежде всего, это связано с несоблюдением общеизвестных правил гигиены компьютерного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: