Вариант 4.
1. Платон считал, что в правильно устроенном государстве:
а) все равны; б) у каждого сословия свои права и обя занности; в) все должности выборные
2. «Бедствия народов можно всегда объяснить несовершенством их законов и, следовательно, незнанием ими некоторых моральных истин» В этом высказывании выражено:
а) натуралистическое понимание истории; б) идеалистическое понимание истории; в) материалистическое понимание истории.
3. С точки зрения материалистического понимания истории, государство является:
а) частью базиса; б) частью надстройки; в) социальным институтом, действующим в интересах всего общества.
4. Кто из перечисленных философов поддерживал натурализм в трактовке человека:
а) Аристотель; б) К. Маркс; в) В. С. Соловьев; г) Н. А. Бердяев; д) А. Гелен.
5. Вера в прогресс – это:
а) прогрессизм; б) провиденциализм; в) идеализм.
6. Понятие социальной революции играет важную роль:
а) в натуралистической социальной философии; б) в материалистическом понимании истории.
7. Основным производственным отношением является:
а) базис; б) собственность; в) управление.
8. Какое определение более точно:
а) гендер – это совокупность половых свойств и качеств человека; б) гендер – это совокупность социальных характеристик, которые надстраиваются над биологическим полом.
9. Вопрос для развернутого ответа. Дайте объяснение тезиса Г. Риккерта: науки о природе – генерализующие (обобщающие), науки о культуре – индивидуализирующие. Назовите любое общественное явление и объясните, что в нем относится к общим характеристикам данного типа явлений, а что составляет индивидуальные особенности.
Естественные науки изучают повторяющиеся явления и выводят общие законы. Социально-гуманитарные науки должны учитывать специфику отдельных событий. Например. все планеты движутся по одним и тем же математическим законам, а все революции происходят несколько по-разному.