Полиелеосом («многомилостиво») называется первых два псалма 19-й кафизмы. «Господи помилуй» перед ним не поется, но псаломщик после седальна (ипакоя) возглашает: «Хвалите имя Господне». Головщик ведущею лика или наставник запевает. Затем: «Хвалите раби Господа». И лики поют стихи по Обиходу, а псаломщик чтет тихо псалмы. В некоторых общинах принято псалмы читать вслух, повторяя пением стихи по Обиходу
НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Полиелеос бывает только вместе с величанием празднику. Стихи поются до Славы. Далее на сходе головщик (или оба) поет путевым роспевом величание по Обиходу — поклон земной. Псаломщик возглашает 1-й стих избранного псалма празднику до точки, и чтет тихо псалом, а лики поют стихи с величанием, Слана, И ныне. Аллилуия, 3-жды — последнее на сходе, путевым роспевом, с земным поклоном.
Второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. И чтутся седальны В минее и, если изволит настоятель, поучение.
Текст величаний и избранных псалмов помещен в Псалтыри по порядку следования великих праздников, а затем общие святым. При чтении дома к каждому стиху избранного псалма прочитывается величание.
НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ
При службе с полиелеосным праздником полиелеос бывает с величанием, как описано выше на праздничной службе. Седальны же чтутся все писанные по кафизмах и полиелеосе. Перед последним — Слава, И ныне.
Святым же чтутся написанные по кафизмах — без богородичнов; Слава — указанный по полиелеосе. И ныне -богородичен его.
Без величания полиелеос бывает в период с 22 сентября (ст. стиль) до Великого поста, кроме предпраздньств и попраздньств Введения, Рожества, Богоявления, Сретения. По псалмах Слава. И ныне. Аллилуия, 3-жды с припевами по Обиходу, Левый лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава И ныне. Далее антифоны (без седальнов, кроме недели праотец).
Перед Великим постом, в недели блуднаго сына, мясопустную, сыропустную к полиелеосу прилагается третий псалом. По пропетии стихов без Славы псаломщик сказывает: «На реце вавилонстей». Головщик запевает и далее поем по Обиходу стихи. Слава, И ныне, Аллилуия...
При пении же демеством Славы... нет. Левый лик — Господи помилуй...
В прочие воскресенья года служба бывает без полиелеоса.
КАЖДЕНИЕ
Па полиелеосе полагается полное каждение, как указано на вечерне. Если служится всенощная, то молящиеся и клироса кадятся «вкупе», а не по одному. Оно продолжается до конца величания — кадятся иконы празднику. На воскресной без полиелеоса — каждение на Блажени непорочнии.
4.7 СТЕПЕННА (АНТИФОНЫ) — ПО ОКТАЮ
НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ
Но ипакое или величании с седальнами по Октаю наряду поем или читаем антифоны. Каждый стих — по 2-жды. Роспев — в Знаменном Октае.
НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Всегда по седальнах по величании поется антифон 1-й 4-го гласа в Октае. Ниже помещен его текст на - речь, в скобках для пения на — он.
«ОТ(О) ЮНОСТИ МОЕЯ МНОЗИ БОРЮТ МЯ (БОРЮТЕСЯ СО МНОЮ) СТРАСТИ НО САМ МЯ ЗАСТУПИ И СПАСИ МЯ СПАСЕ» (дважды)
«НЕНАВИДЯЩИИ СИОНА ПОСРАМЯТ(Е)СЯ ОТ(О) ГОСПОДА ЯКО ТРАВА БО ОГНЕВИ БУДУТ (-БУДЕТА) ИЗ СОХ(О)ШАЯ» (дважды)
«СВЯТЫМ ДУХОМ(Е) В(Е)СЯКА ДУША ЖИВИТСЯ И ЧИСТОТОЮ ВОЗВЫШАЕТ(Е)СЯ;
СВЕТЛЕЕТСЯ ТРОИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ СВЯЩЕННО ТАЙНО» (дважды)
ЯВЛЯЕТЕСЯ ВО ТРОИЧЕСТЕМЕ ЕДИНЕСТВЕ СВЯЩЕНЕНО ТАИНО)»
ПРОКИМЕН, ЕВАНГЕЛИЕ
После антифонов канонарх, благословившись, на средине солеи с книгой в руках возглашает; «Прокимен, псалом Давыдов», и прокимен, ведущий лик запевает, затем стих — повторяется пение прокимна — и прокимен до середины. Ведущий лик допевает. Наставник — молитву Исусову. Канонарх: «Аминь. Всяко дыхание да хвалит Господа». Ведущий лик поет. Канонарх: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его». Второй лик — Всяко дыхание. Канонарх. «Всяко дыхание». Лик: «да хвалит Господа». Канонарх прощается. Второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне.
Наставник (благословляется): «От (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение». Второй лик: «Слава Тебе Господи» — поклон. Чтется евангелие, затем ведущий лик -Слава Тебе Господи — поклон.
На воскресной службе — по Октаю.
Прокимен гласу наряду. 11 воскресных евангелий чередуются. Чтутся по Евангелию, либо в конце Октая. В воскресной службе Часовника помещено 6-е евангелие. Чтется при отсутствии Октая.
По евангелии поется стихера Воскресение Христово, писана в конце Октая по тропарях Ангельский собор, роспев в Обиходе. На ней три поклона. Где принято, бывает целование Евангелия.
На праздничной службе — по минее.
Прокимен наряду в службе. Указанное евангелие чтется по Евангелию. При отсутствии ищется подходящее в конце Общей Минеи.