Но каноне или по Верую, если его не было поем на сходе Достойно есть (иногда — задостойник по Уставу). Псаломщик — Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:
ТРОПАРИ ИЛИ КОНДАК(И) — ПО ЧАСОСЛОВУ
На воскресной службе — кондак воскресный гласу, обычно один.
На праздничной службе — кондак празднику (святому) один.
На повседневной — тропари: храму Христову, храму Богородицы, если есть, дневной, храмовых святым, еслиесть. Затем наряду — Боже Отец наших... И ныне - Молитвами, Господи, всех святых.
В пятницу наряду чтется — Апостоли пророцы.., Помяни Господи яко благ. Слава — Со святыми. И ныне — Яко начатки. Писаны в дневных тропарях.
КОНЕЦ
Псаломщик — Господи помилуй, 40. Иже на всяко время... Господи помилуй, 3-жды. Слава,. И ныне. Честнейшую. Именем Господним. Наставник — Замолитв. Псаломщик — Аминь. Нескверная, неблазная. Даждь нам Владыко (трисвятое не чтется). На конце павечерницы совершается:
КОРПЕНИЕ
После Упование нам Бог. Ведущий лик поет — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови — без поклонов. Наставник глаголет малый отпуст, после чего все вместе совершают земной поклон и, не поднимаясь с подручника, чтут молитву: «Ослаби, остави...» (писана на Обеднице). Затем все встают и наставник чтет молитву Ненавидящих и обидящих. Поклоны на ней всегда, в том числе и в пост, творятся в пояс. Священническая ектения и прощение, помещенные в Часослове, оставляются,
Корпение содержится также в конце утренних молитв, помещаемых в Календаре.
Если после павечерницы сразу служится полунощница, корпения на павечернице нет: Слава И ныне с поклонами в пояс, а когда по Уставу приходные земные, то с земными. Отпуст малый. Головщик — Аминь. Господи помилуй, 3-жды.
3. ПОЛУНОЩНИЦА (ПО ЧАСОСЛОВУ)
Полунощницы разделены на три вида в зависимости от дня недели, накануне субботы и воскресения чтутся соответственно субботняя и воскресная полунощницы, к прочим дням — повседневная.
НАЧАЛО
Все полунощницы начинаются одинаково. Наставник: «За молитв... Псаломщик — Аминь. Слава Тебе, Боже наш.., 3-жды. Боже очисти мя грешнаго, яко николиже... На сей молитве (а по Поморскому Уставу — на Слава Тебе, Боже наш) три поклона. Когда приходные земные, то и они полагаются в землю.
В дни Пасхи до отдания по За молитв — «Христос воскресе» 3-жды. Затем Слава Тебе, Боже наш и прочее. Царю небесныи — пропускается и до Троицы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ
Но псалме наставник речет молитву Исусову. Головщик — Аминь. И начинаем канон Троице по Октаю (Шестодневу) гласу. При отсутствии этих книг чтется канон 6-го гласа, помещенный наряду. Ирмосы 1-жды, тропари на 4-два с запевом — Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Слава и И ныне. И следующая песнь. По 3-й и 6-й песнях чтется наряду Господи помилуй и седальны. По 9-й песни сразу троичны — Достойно есть боголепно... Подряд, без запевов. После Отче Вседержителю — поклон земной. Далее И ныне наряду. Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет всегда один кондак воскресный гласу — заранее закладывается в Часослове, а не ипакой, как указано наряду. Господи помилуй, 40 и далее. По За молитв — Аминь. Всемогущая и животворящая. Лик — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Без поклонов. Наставник — отпуст малый (начинает «Воскресыи из мертвых...»). Корпение. Ненавидящих -см. указание на павечернице.
Начало воскресной полунощницы есть также в 1-м гласе Октая и Шестоднева, а в конце их — троичны и молитва. Кондаки же воскресные есть в Шестодневе, но отсутствуют в Октае.