На праздничной службе. Тропарь празднику «3-жды» — чтется 2-жды, Слава, и ныне тот же

Тропарь празднику «3-жды» — чтется 2-жды, Слава, И ныне тот же. Святым чтется 2-жды, Слава, И ныне — богородичен по-гласу от воскресных тропарных. А в пятницу вечером — богородичен проходящего гласа Октая.

КАФИЗМЫ — ПО ПСАЛТЫРИ, СТИХИ ПОЮТСЯ ПО ОБИХОДУ

Ведущий лик запевает — Господи помилуй, 3-жды, Слава. Псаломщик — И ныне. Чтет кафизму. На славах поем (как. на вечерне) — И ныне. Аллилуия... 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слана. Чтец — И ныне. Следующую славу. По последней славе по Аллилуия второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне (как на вечерне). Чтутся седальны. Затем второй лик запевает Господи помилуй... к следующей кафизме.

Существует обычай пения кафизм. Стихи для пения помещены в Обиходе. После И ныне псаломщик возглашает 1-й стих. Один из певцов запевает. Чтец возглашает следующий стих. Лик поет. Далее лики поют по череду стихи, а псаломщик тихо прочитывает кафизму.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Кафизмы 2-я, 3-я, 17-я.

К 17-й кафизме Господи помилуй запевает правый лик. По окончании без Славы запевается: «Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися...» со Славой. И ныне, Аллилуия — по Обиходу. Печатный текст этих тропарей помещен в конце Октая, а в Часовнике — наряду. По Аллилуия второй лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Ипакой — чтется по Октаю гласу или поется по Знаменному октаю, 1-жды. При службе по Часовнику — также ипакой гласу, писан в воскресных тропарях.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

По две кафизмы согласно дню недели. Понедельник — 4-я и 5-я. Вторник — 7-я, 8-я. Среда — 10-я, 11-я. Четверг — 13-я, 14-я. Пятница — 19-я, 20-я. Суббота — 16-я, 17-я. Воскресенье (когда служба без воскресной) — 2-я, 3-я.
Седальны на воскресной службе — по Октаю.

По кафизме «Исповемся» чтется седален, стих — Воскресни (до конца), затем, если есть, 2-й седален; если нет, повторяется 1-й. Слава, И ныне — богородичен, писанныйперед 1-м седальном (к тропарю), а рядовой пропускается. Если же богородичен к тропарю читался на своем месте, на Бог Господь, то чтется по Слава И ныне богородичен наряду.

По кафизме «Возлюблю» седальны чтутся тем же порядком. Стих — Исповемся (до конца). Слава, И ныне-наряду.

Седальны на праздничной службе — по Минее, как написано наряду. Обычно «по 2-жды», то есть седален, Слава И ныне — тот же. В некоторых службах на Слава И ныне помещен 2-й седален.

На службах святым седален 2-жды. Слава, И ныне богородичен наряду. Седальны чтутся канонархом, перед первым он благословляется.

ПОУЧЕНИЯ

Если изволит настоятель, на кафизмах бывает поучение. Перед седальном сказывается «глас», концы протягиваются и повторяются пением. Первый конец запевает лик, который пел Господи помилуй.

Учиненный чтец возглашает заглавие чтению. Наставник — За молитв (или — «За молитв» автора поучения). Чтец (благословляясь) — Аминь. И чтет статию. При конце чтец: «... во веки веком». Наставник (или головщик — Аминь. И далее продолжение службы.

Поучения чтутся, обратившись лицом к западу (к сидящим). На время чтения свещи у образов заранее приугашаются.

По кафизмах чтется обычно Учительное Евангелие. При необходимости завершить чтение чтец речет: «Неизреченным Ти милосердием Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком». А при чтении по другим книгам — Соборник, Златоуст, Торжественник и др. — завершается словами: «Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком».

Продолжая прерванное чтение, чтется заглавие: «Прежде реченному последовати, благослови, отче».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: