Важнейшим основополагающим источником экологического права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 23 декабря 1993 г.
Конституционные нормы, относящиеся к сфере общественных экологических отношении, как правило, подразделяются на нормы общего характера и специальные экологические. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в ст. 9, 36,41,42, 58, 71, 72, 114.
В ч. 1 ст. 9 Конституции устанавливается базовый принцип, содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, устанавливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой: использование и охрана; устанавливаются цели использования и охраны, на основе которых формируются права и обязанности граждан, их объединений и государства по бережному отношению и рациональному использованию природных ресурсов.
Во второй части данной статьи закрепляется многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (частной. государственной, муниципальной и иных формах)
|
|
Ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Часть 2 данной статьи устанавливает способы реализации права собственности на землю и другие природные ресурсы: владение, пользование и распоряжение, указывает на объективный характер реализации права собственности «владение, пользование и распоряжение осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
В соответствии со ст. 41 Конституции в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду корреспондируется с обязанностью граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам (ст. 58).
Ст. 71 и 72 Конституции РФ. К исключительному ведению Федерации относятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития страны; федеральные налоги и сборы (в том числе экологические); федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральные транспорт, пути сообщения; деятельность в космосе, производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, т. е. природных ресурсов, на которые распространяется суверенитет и юрисдикция Российской Федерации; метеорологическая служба, стандарты; геодезия и картография и др.
|
|
В совместном ведении (ст. 72) Российской Федерации и ее субъектов находятся: обеспечение правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; административное, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Кроме того, в соответствии со ст. 114 на Правительство РФ возложено проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования.