Поскольку в современных условиях невозможно сохранить в естественном, нетронутом состоянии всю природу, то приходится прибегать к ее, так называемой, консервативной охране, т. е. сохранять в первозданном, естественном состоянии отдельные участки или объекты природы и создавать им режим особой охраны. Такие участки получили общепринятое название «особо охраняемые природные территории».
Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
Правовые основы осуществления особой охраны природных объектов, имеющих какое-либо ценное публичное значение, в Российской Федерации установлены главой IX Федерального закона «Об охране окружающей среды», где сказано, что для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Непосредственно правовое регулирование образования и функционирования особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне, помимо указанного закона, осуществляется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. М 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. М 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Земельным кодексом Российской Федерации. Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации'.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Основными целями организации, охраны и использования ООПТ является сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительною и животною мира, их генетическою фонда, изучение естественных процессов в биосфере, наблюдение за изменением ее состояния (экологический мониторинг), а также экологическое воспитание и просвещение населения.
С учетом особенностей целей и режима ООПТ указанным Законом установлены следующие категории таких территорий:
— государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
— национальные парки;
— природные парки;
— государственные природные заказники;
— памятники природы;
— дендрологические парки и ботанические сады;
— лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Однако установленный перечень не является исчерпывающим и закрытым Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на коюрых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные и озерные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станпии, зеленые зоны, городские леса и другие1).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом государственные природные заповедники и национальные парки могут быть только федерального значения. Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебнооздоровительные местности и курорты могут быть как федерального значения, так и регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебнооздоровительные местности и курорты могут создаваться на федеральном, региональном и местном уровне.
В совокупности все ООПТ на территории Российской Федерации образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственный кадастр ООПТ является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный свод документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях. эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра ООПТ установлен приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»1.
Общим и основным элементом правового режима всех ООПТ является установление режима особой охраны, которая заключается в запрете осуществления хозяйственной и иной любой деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, в целях сохранения которых были созданы соответствующие ООПТ.
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности
Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды — в настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии и находящейся в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Государственное управление и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
Образование ООПТ осуществляется решениями органов власти соответствующего уровня: ООПТ федерального значения учреждаются постановлениями Правительства Российской Федерации, ООПТ регионального значения — актами высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ООПТ местного значения — актами органов местного самоуправления.
Всего в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году, на конец 2011 г. насчитывалось более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 211 млн га или 11,7*5? от площади России.