Начальное общее образование

Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III IV
 
Русский язык          
Литературное чтение          
Иностранный язык          
Математика          
Окружающий мир (человек, природа, общество)          
Искусство (Музыка и ИЗО) **          
Технология (Труд) ***          
Физическая культура          
 
Итого:          
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) (0)*        
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (20)*        
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)          
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе          

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

 

(**) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в не- делю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

 

(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рам- ках учебного предмета «Технология (Труд)»

 

(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использо- вать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжи- тельности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литерату- ра». В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Технология (Труд)» и/или «Искусство», для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» с последующим (во II – IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

 

В соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), за- регистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минут-ной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учеб- ной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.


 

  Учебные предметы Количество часов в год   Всего
I II III IV
 
Русский язык          
Литературное чтение          
Родной (нерусский) язык и литература ** ( ** ) ( ** ) ( ** ) ( ** ) ( ** )
Иностранный язык          
Математика          
Окружающий мир (человек, природа, общество)          
Искусство (Музыка и ИЗО) ***          
Технология (Труд) ****          
Физическая культура          
 
Итого:          
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) * (165)        
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе * (660)        

 

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

 

(**) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учрежде- ния.

 

(***) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 ча- са в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению об- разовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно).

 

(****) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рам- ках учебного предмета «Технология (Труд)»


 

  Учебные предметы Количество часов в неделю   Всего
I II III IV
 
Русский язык          
Литературное чтение          
Родной (нерусский) язык и литература ** ( ** ) ( ** ) ( ** ) ( ** ) ( ** )
Иностранный язык          
Математика          
Окружающий мир (человек, природа, общество)          
Искусство (Музыка и ИЗО) ***          
Технология (Труд) ****          
Физическая культура          
 
Итого:          
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) (5)*        
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (20)*        

 

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

 

(**) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учрежде- ния.

 

(***) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в не- делю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

 

(****) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рам- ках учебного предмета «Технология (Труд)»

 

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учеб- ной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.


 

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебные предметы Количество часов в год Всего
V VI VII VIII IX
             
Русский язык            
Литература            
Родной язык и литература * (210) (210) (175) (105) (105) (805)
Иностранный язык            
Математика            
Информатика и ИКТ            
История            
Обществознание (включая экономику и право)            
География            
Природоведение            
Физика            
Химия            
Биология            
Искусство (Музыка и ИЗО)            
Технология            
Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
Итого:            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            

(*) При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в регио- нальный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

 

(**) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в ре- гиональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 35 часов учебного предмета «География» и 35 часов учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 35 часов учебного пред- мета «Искусство» и 35 часов учебного предмета «Технология»; в IX классе – 35 часов учебного предмета

«История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.


 

  Учебные предметы Количество часов в год   Всего
V VI VII VIII IX
 
Русский язык            
Литература            
Иностранный язык            
Математика            
Информатика и ИКТ            
История            
Обществознание (включая экономику и право)            
География            
Природоведение *            
Физика            
Химия            
Биология            
Искусство (Музыка и ИЗО)            
Технология **            
Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
 
Итого:            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            

 

(*) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изу- чаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов

«География» (35 часов) и «Биология» (35 часов).

 

(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учрежде- ния для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

 

(***) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в ре- гиональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 35 часов учебного предмета «География» и 35 часов учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 35 часов учебного пред- мета «Искусство» и 35 часов учебного предмета «Технология»; в IX классе – 35 часов учебного предмета

«История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учеб- ных предметов федерального компонента.

 

(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература».


 

  Учебные предметы Количество часов в неделю   Всего
V VI VII VIII IX
 
Русский язык            
Литература            
Иностранный язык            
Математика            
Информатика и ИКТ            
История            
Обществознание (включая экономику и право)            
География            
Природоведение *            
Физика            
Химия            
Биология            
Искусство (Музыка и ИЗО)            
Технология **            
Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
 
Итого:            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            

 

(*) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изу- чаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

 

(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учрежде- ния для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

 

(***) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в ре- гиональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учеб- ного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неде- лю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

 

(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература».


 

  Учебные предметы Количество часов в год   Всего
V VI VII VIII IX
 
Русский язык            
Литература            
Родной (нерусский) язык и литература * ( * ) ( * ) ( * ) ( * ) ( * ) ( * )
Иностранный язык            
Математика            
Информатика и ИКТ            
История            
Обществознание (включая экономику и право)            
География            
Природоведение **            
Физика            
Химия            
Биология            
Искусство (Музыка и ИЗО)            
Технология ***            
Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
 
Итого:            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            

 

(*) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регио- нального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

 

(**) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изу- чаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов

«География» (35 часов) и «Биология» (35 часов).

 

(***) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учрежде- ния для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

 

(****) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в ре- гиональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 35 часов учебного предмета «География» и 35 часов учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 35 часов учебного пред- мета «Искусство» и 35 часов учебного предмета «Технология»; в IX классе – 35 часов учебного предмета

«История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учеб- ных предметов федерального компонента.


 

  Учебные предметы Количество часов в неделю   Всего
V VI VII VIII IX
 
Русский язык            
Литература            
Родной (нерусский) язык и литература * ( * ) ( * ) ( * ) ( * ) ( * ) ( * )
Иностранный язык            
Математика            
Информатика и ИКТ            
История            
Обществознание (включая экономику и право)            
География            
Природоведение **            
Физика            
Химия            
Биология            
Искусство (Музыка и ИЗО)            
Технология ***            
Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
 
Итого:            
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)            
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)            

 

(*) Часы на преподавание учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» выделяются из регио- нального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

 

(**) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изу- чаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

 

(***) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учрежде- ния для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

 

(****) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в ре- гиональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учеб- ного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неде- лю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.


II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающих- ся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции пре- допределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представ- ляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизнен- ного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обу- чения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуали- зацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребно- стей рынка труда, <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»2. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образователь- ного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональ- ными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом суще- ственно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образова-

тельной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, по- строения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучаю- щихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов осно-

ваны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государ-

ственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологи- ческими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определен- ных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности органи- зации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образователь- ную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы феде- рального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учеб- ными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,

«Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильны- ми учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и

«Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Эконо-

мика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

 
 

2 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».


При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литера- тура», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на ба- зовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов опре- деляет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов пред- ставлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддер- живать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать допол- нительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профиль- ный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах че- ловеческой деятельности.

Изменения в составе учебных предметов

1. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

2. Усилено внимание к изучению иностранных языков – введен в качестве обязатель- ного учебный предмет «Иностранный язык» в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне» 3.

3. В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:

- дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навы- ки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использо- вать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадет- ся учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («Физи- ка», «Химия», «Биология») в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.

При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

а) Федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразова- тельных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального обра- зования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования цело- стной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами позна-

 
 

3 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».


ния, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – форми- рованию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:

- три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология»)

изучаются на базовом уровне;

- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне;

- два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один –

на базовом уровне;

- все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

4. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (пол- ного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоя- тельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и

«Право» изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

 

Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обу- чающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана следует:

- Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне

(инвариантная часть федерального компонента).

- Включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направ- ление специализации образования в данном профиле.

- В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базо- вом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы феде- рального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

- Включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент

(в объеме 140 часов за два учебных года).

- Составление учебного плана завершается формированием компонента образова- тельного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления обра- зовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов феде- рального компонента.

 

Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образо- вательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа ре- комендуемых профилей технологического направления.


Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются пример- ными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстра- цию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

 

При проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической куль- туре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в город- ских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.


Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
  Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*)
Базовый уровень Профильный уровень
Русский язык 210(3 / 3)
Литература 350(5 / 5)
Иностранный язык 420(6 / 6)
Математика 420(6 / 6)
История 280(4 / 4)
Физическая культура 280(4 / 4)
Обществознание (**) 70(1 / 1) 210(3 / 3)
Экономика 35(0,5 / 0,5) 140(2 / 2)
Право 35(0,5 / 0,5) 140(2 / 2)
География 70(1 / 1) 210(3 / 3)
Физика 140(2 / 2) 350(5 / 5)
Химия 70(1 / 1) 210(3 / 3)
Биология 70(1 / 1) 210(3 / 3)
Информатика и ИКТ 70(1 / 1) 280(4 / 4)
Искусство (МХК) 70(1 / 1) 210(3 / 3)
Технология 70(1 / 1) 280(4 / 4)
ОБЖ 35(1 / –) 140(2 / 2)
ВСЕГО: не более 2100(не более 30 / не более 30)

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
ВСЕГО: 140(2 / 2)

 

КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВСЕГО: не менее 280(не менее 4 / не менее 4)

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Обязательные учебные предметы на базовом уровне
для среднего (полного) общего образования

 
 

Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*)
Базовый уровень  
Русский язык 70(1 / 1)
Литература 210(3 / 3)
Иностранный язык 210(3 / 3)
Математика 280(4 / 4)
История 140(2 / 2)
Обществознание (включая экономику и право) 140(2 / 2)
Естествознание 210(3 / 3)
Физическая культура 140(2 / 2)
ИТОГО: до 2520(36 / 36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520(36 / 36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: 2450(35 / 35)

 
 

(*) – в скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).

(**) – в этом варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без разделов «Экономика» и «Право».


ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Федеральный компонент
Базовые учебные предметы
Русский язык  
Литература  
Иностранный язык  
История  
Обществознание (включая экономику и право)  
Естествознание  
Физическая культура  
Профильные учебные предметы
Математика  
Информатика и ИКТ  
Физика  
II. Региональный (национально-региональный) компонент
По усмотрению субъекта Российской Федерации  
III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследовательская деятельность  

 

для некоторых возможных профилей Физико-математический профиль


 

  Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
  I. Федеральный компонент
  Базовые учебные предметы
Русский язык  
Литература  
Иностранный язык  
История  
Обществознание (включая экономику и право)  
Биология  
География  
Физическая культура  
  Профильные учебные предметы
Математика  
Физика  
Химия  
  II. Региональный (национально-региональный) компонент
  По усмотрению субъекта Российской Федерации  
  III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследовательская деятельность  

 

  Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
  I. Федеральный компонент
  Базовые учебные предметы
Русский язык  
Литература  
Иностранный язык  
История  
Обществознание (включая экономику и право)  
География  
Физика  
Физическая культура  
  Профильные учебные предметы
Математика  
Химия  
Биология  
  II. Региональный (национально-региональный) компонент
  По усмотрению субъекта Российской Федерации  
  III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследовательская деятельность  

 

  Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
  I. Федеральный компонент
  Базовые учебные предметы
Русский язык  
Литература  
Иностранный язык  
История  
Обществознание (включая экономику и право)  
Физика  
Химия  
Физическая культура  
  Профильные учебные предметы
Математика  
География  
Биология  
  II. Региональный (национально-региональный) компонент
  По усмотрению субъекта Российской Федерации  
  III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследовательская деятельность  

 

  Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
  I. Федеральный компонент
  Базовые учебные предметы
Русский язык  
Литература  
Иностранный язык  
Информатика и ИКТ  
История  
Естествознание  
Физическая культура  
  Профильные учебные предметы
Математика  
Обществознание  
Экономика  
Право  
География  
  II. Региональный (национально-региональный) компонент
  По усмотрению субъекта Российской Федерации  
  III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследовательская деятельность  

 

  Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
  I. Федеральный компонент
  Базовые учебные предметы
Иностранный язык  
Математика  
Экономика  
Естествознание  
Мировая художественная культура  
Физическая культура  
  Профильные учебные предметы
Русский язык  
Литература  
История  
Обществознание  
Право  
  II. Региональный (национально-региональный) компонент
  По усмотрению субъекта Российской Федерации  
  III. Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные предметы, учебные прак- тики, проекты, исследо

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow