Натурфилософия Древней Греции

На раннем этапе философия Древней Греции была натурфилософией, то есть обращалась к теме природы, ее началам и стихиям. В этот период сформировался космоцентризм – представление об окружающем мире как об огромном, таинственном и упорядоченном целом – Космосе. Термин «Космос» (порядок) ввел Гераклит. Он считал, что космос не создан ни богами, ни людьми, он постоянно изменяется, в нем идет борьба противоположных начал (день сменяется ночью, горячее остывает и т.д.).

Центральной темой античной философии была тема первоначал – основы окружающего мира:

- Фалес, которого считают первым греческим философом, утверждал, что все произошло из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из мельчайших неделимых частиц – атомов. Эти философы стоят у истоков материализма («линия Демокрита»);

- Платон считал, что основой мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя различные вещи. Самой крупной и яркой фигурой в античной философии был Аристотель, он считал, что основой мира является некая активная «форма», которая воздействует на пассивную материю и служит причиной появления вещей. Эти философы являются основоположниками идеализма («линия Платона»).

 

Сократ и его взгляд на человека

 

Начиная с Сократа, философия обращается к теме человека, смысла его жизни и счастья. Тем самым, стал осуществляться антропологический поворот, то есть переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире.

Сократ считал, что быть счастливым – значит познать самого себя (выявить сильные и слабые стороны), творить добро, вести умеренный образ жизни и жить в гармонии с природой.

Киники, стоики, скептики

 

Киники (самый яркий представитель – Диоген Синопский) – проповедовали полное освобождение индивида от общества, от его законов и морали. Их главная идея – ни перед кем не унижаться и не преклоняться, довольствоваться только самым необходимым. В то же время киники занимались попрошайничеством, вели паразитический образ жизни, «прославились» вызывающим аморальным поведением. От названия их философского течения возникло понятие «цинизм» – презрение к людям и обществу в целом.

 

Стоики (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) – так же как и киники стремились к освобождению от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от внешнего мира в отвержении ценностей культуры, стоики избрали иной путь достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений культуры, мудрость. Благо, по мнению стоиков, четыре достоинства – благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Зло – неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все остальное – жизнь и смерть, слава и бесславие, тяжкий труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье – это от нас не зависит и потому относится к ним надо равнодушно.

 

Скептики (Пиррон) – главное внимание уделяли познанию окружающего мира, их лозунг – ничего не определять, ни с чем не соглашаться, то есть они были агностики – не верили в познаваемость мира.

 

Эпикур о счастье

 

Эпикур считал, что человек несчастлив, потому что боится богов, смерти и завтрашнего дня. Не нужно бояться богов, утверждал Эпикур, им не до нас; не нужно бояться смерти – когда мы есть, ее нет, когда она есть нас нет; нужно жить сегодняшним днем. Мудрец должен беречь свое здоровье, проводить время в беседах с такими же мудрецами и держаться подальше от суеты (политики, государственной службы, подальше от толпы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: