В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших подростков. Темы проектов для этого возраста должны быть в большей степени связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями.
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.), поскольку одной из главных целей предлагаемого курса является подготовка к защите индивидуального проекта выпускника основной школы.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Он не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- фасилитирует.Учитель провоцирует вопросы, направляет размышление, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный перессказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.);
- консультирует. Учитель оказывает помощь в случае возникающего затруднения, показывая путь решения, а не само решение;
- мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом;
- наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В этом случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи ставит перед необходимостью вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В этом случае, в отношениях с взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он — ответственный опекун, я — безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я — человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность). Таким образом, взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию;
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Ученики описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению, способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.
В начале реализации программы предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя, ведущая роль учителя будет характерна на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены. Для сопровождения и поддержки реализации программы внеурочной деятельности «Наши проекты» в учебной деятельности могут использоваться следующие приемы:
- проблемное введение в тему урока;
- постановка цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановка вопроса (поиск гипотезы);
- формулировка предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- составление аннотации к прочитанной книге, картотеке;
- поиск дополнительной литературы;
- подготовка доклада (сообщения);
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Этапы работы над проектом | ||
№ | Этап работ ы | Виды деятельности обучающихся |
Поисковый | - Моделирование искомой ситуации - Анализ имеющейся информации - Определение и анализ проблем - Определение потребности в информации - Сбор и изучение информации | |
Аналитический | - Постановка цели проекта - Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности - Определение задач - Определение способа разрешения проблемы - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ - Планирование продукта - Анализ ресурсов - Сбор и изучение информации | |
Практический | - Выполнение плана работ - Текущий контроль - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию | |
Презентационный | - Предварительная оценка продукта - Планирование презентации и подготовка презентационных материалов - Презентация продукта - Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация) | |
Контрольный | - Анализ результатов выполнения проекта - Оценка качества выполнения продукта - Оценка продвижения |
Перечень возможных форм продуктов:
WEB-сайт, видеофильм, выставка, газета, постановка, праздник, коллекция, мультимедийный продукт, справочник
Перечень возможных форм презентаций:
демонстрация готового продукта, выставка, реклама, спектакль
Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт- дисках, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru
Порядок деятельности
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтем учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.
После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека. Для участников групповой проектной деятельности — презентация полученного результата.
При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.