Методические рекомендации. В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат

В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достига­ется благодаря решению той или иной практически или теоретически зна­чимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным дос­тоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный ме­тод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Иде­альным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различ­ные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших подростков. Темы проектов для этого возраста должны быть в большей степени связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, долж­на находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполне­ния проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, вик­торина, панно и т.п.), поскольку одной из главных целей предлагаемого курса является подготовка к защите индивидуального проекта выпуск­ника основной школы.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Он не передает знания, а направляет деятель­ность школьника, то есть:

- фасилитирует.Учитель провоцирует вопросы, направляет раз­мышление, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различ­ные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, орга­низация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный перессказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.);

- консультирует. Учитель оказывает помощь в случае возникающе­го затруднения, показывая путь решения, а не само решение;

- мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной дея­тельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над про­ектом;

- наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой ре­зультат, как психолого-педагогический эффект — формирование лично­стных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный вы­бор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В этом случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи ставит перед необходимостью вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В этом случае, в отношениях с взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он — ответственный опекун, я — безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессионал, выполняющий свою работу, принимающий реше­ния; я — человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответ­ственность). Таким образом, взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию;

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оцен­ки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистично­сти и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Ученики описывают продукт, назы­вают его характеристики, которые кажутся им важными для использова­ния продукта по назначению, способны высказывать оценочное отноше­ние к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.

В начале реализации программы предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя, ведущая роль учителя будет характерна на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены. Для сопровож­дения и поддержки реализации программы внеурочной деятельности «Наши проекты» в учебной деятельности могут использоваться сле­дующие приемы:

- проблемное введение в тему урока;

- постановка цели и задач урока совместно с учащимися;

- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распреде­лением работы в группе;

- выдвижение идеи (мозговой штурм);

- постановка вопроса (поиск гипотезы);

- формулировка предположения (гипотезы);

- обоснованный выбор способа выполнения задания;

- составление аннотации к прочитанной книге, картотеке;

- поиск дополнительной литературы;

- подготовка доклада (сообщения);

- самоанализ и самооценку, рефлексию;

- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Этапы работы над проектом
Этап работ ы Виды деятельности обучающихся
  Поисковый - Моделирование искомой ситуации - Анализ имеющейся информации - Определение и анализ проблем - Определение потребности в информации - Сбор и изучение информации
  Аналитичес­кий - Постановка цели проекта - Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности - Определение задач - Определение способа разрешения проблемы - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирова­ние работ - Планирование продукта - Анализ ресурсов - Сбор и изучение информации
  Практический - Выполнение плана работ - Текущий контроль - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
  Презентаци­онный - Предварительная оценка продукта - Планирование презентации и подготовка презентационных ма­териалов - Презентация продукта - Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)
  Контрольный - Анализ результатов выполнения проекта - Оценка качества выполнения продукта - Оценка продвижения

Перечень возможных форм продуктов:

WEB-сайт, видеофильм, выставка, газета, постановка, праздник, коллекция, мультимедийный продукт, справочник

Перечень возможных форм презентаций:

демонстрация готового продукта, выставка, реклама, спектакль

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт- дисках, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере дея­тельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недос­тающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электрон­ных носителях, в СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru

Порядок деятельности

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтем учителю следует не только предложить детям ши­рокий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над те­мой — собранная и систематизированная картотека. Для участников группо­вой проектной деятельности — презентация полученного результата.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каж­дого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды дея­тельности, создание ситуации успеха для каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: