МБОУ «Лузинская средняя общеобразовательная школа № 2
Омского муниципального района Омской области»
Омская область, Омский район, с. Лузино,
Улица Комсомольская, дом № 19. тел. 941-406
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лузинская СОШ № 2» ______С.П. Новиков Приказ № от «» 2017г |
Программа внеурочной деятельности кружка
«Талант, успех, творчество!»
(социальное направление)
Возраст детей: 11-12 лет, 5 класс
Срок реализации: 1 года
учитель русского языка и литературы
Рыбалкина Дарья Валентиновна
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №
От «» 2016 г
Пояснительная записка
Актуальность
Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
|
|
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели — установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Основные понятия:
Проект — буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
|
|
Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие обучающихся во внеучебной деятельности.
Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проектно-исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться во внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Данная программа внеурочной деятельности разработана на два года обучения. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.
Цельпрограммы — создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.
Задачи программы:
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам социальной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности;
- развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у школьников;
- развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;
- содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 час в неделюв учебном кабинете. Занятия рассчитаны на учащихся 5 классов. Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. Контрольные испытания: проекты «Моя малая Родина», «Школа будущего», «Наедине с природой», «Моя семья - мое богатство».
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
|
|
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии опенки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
- использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться критично относиться к собственному мнению;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
|
|
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
В результате прохождения программного материала обучающийсяимеет представление проекте.
Умеет:
- дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;
- определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;
- определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект);
- определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект).
Обучающиеся смогут научиться | Сформированные действия |
- видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать: - наблюдать; проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи | В ходе решения системы проектных задач получит возможность для формирования следующих действий: - Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - Целеполагать (ставить и удерживать цели); - Планировать (составлять план своей деятельности) - Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других) |
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
Познавательная беседа: «Проект? Проект!» | ||||
Как выбрать друга по общему интересу? | ||||
Я учусь задавать вопросы и «…что сначала, что потом…? | ||||
Рисунок, схема, график. Как выбрать форму обработки информации? | ||||
Как не утонуть в море информации? | ||||
Секрет успешного выступления | ||||
«Я и моё Отечество» | ||||
«Я и школа» | ||||
«Я и планета» | ||||
«Я и Я» | ||||
«Я и семья» | ||||
Мини - конференция | ||||
Итого |
Содержание
Теоретический модуль
Тема 1. Теория (1 час)
Знакомство с понятием «проект». Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Теория (1 час)
Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как работать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Знакомство с умозаключениями.
Тема 3. Теория (2 часа)
Знакомство с основными методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом…»)
Тема 4. Теория (1 час)
Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график.
Тема 5. Теория (2 часа)
Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочная литература?
Тема 6. Теория (2 часа)
Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
Практический модуль
Тема 7. (Практика 5 часов)
Подготовка проекта «Я и мое Отечество». Предполагаемые темы проекта:
«Мой город - моя гордость!», «Красивый город - мой город». «Моя малая Родина»
Тема 8. (Практика 5 часов)
Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари книгу библиотеке», «Лидер 21 века», «Школа будущего»
Тема 9. (Практика 5 часов)
Подготовка проекта «Я и моя семья»: «История моей семьи», «День матери», «Дети + родители», «Моя семья - мое богатство»
Тема 10. (Практика 5 часов)
Подготовка проекта «Я и Я»: «Правила поведения в школе», «ТБ в быту и дома», «Давай дружить с тобой, дорога», «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи»
Тема 11. (Практика 5 часов)
Подготовка проекта «Я и семья»: «история моей семьи в истории города», День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день – вместе», «Дети + родители + учитель», «Ответственные родители», «Наедине с природой»
Тема 12. (Теория 1 час)
Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов
Формы контроля: выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки