Пояснительная записка. МБОУ «Лузинская средняя общеобразовательная школа № 2

МБОУ «Лузинская средняя общеобразовательная школа № 2

Омского муниципального района Омской области»

Омская область, Омский район, с. Лузино,

Улица Комсомольская, дом № 19. тел. 941-406

 

    УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Лузинская СОШ № 2» ______С.П. Новиков Приказ № от «» 2017г    

Программа внеурочной деятельности кружка

«Талант, успех, творчество!»

 

(социальное направление)

 

 

Возраст детей: 11-12 лет, 5 класс

Срок реализации: 1 года

учитель русского языка и литературы

Рыбалкина Дарья Валентиновна

 

 

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол №

От «» 2016 г

 

Пояснительная записка

Актуальность

Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны лю­ди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью че­ловека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и бли­жайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставлен­ных целей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смеще­ние акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на дру­гую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть ос­воена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик дол­жен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позво­ляющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно кон­тролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оцени­вать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятель­ности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством ос­воения действительности и его главные цели — установление истины, раз­витие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Основные понятия:

Проект — буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося — это дидактическое средство активизации позна­вательной деятельности, развития креативности и одновременно формиро­вание определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного об­щего образования.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и пре­дусматривают участие обучающихся во внеучебной деятельности.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориен­тируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проектно-исследовательская практика ребенка интенсивно может раз­виваться во внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учи­телей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, пре­доставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую об­ласть, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на форми­рование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяю­щимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование спо­собности к осуществлению ответственного выбора».

Данная программа внеурочной деятельности разработана на два года обучения. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.

Цельпрограммы — создание условий для приобретения школьни­ками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реально­сти (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некото­рого опыта социального действия.

Задачи программы:

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности уча­щихся к различным видам социальной деятельности;

- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном на­правлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности;

- развивать познавательные способности и формировать исследова­тельский поиск у школьников;

- развивать специфические умения и навыки проектирования (фор­мулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и пла­нирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;

- содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;

- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотруд­ничества.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 час в неделюв учебном кабинете. Занятия рассчитаны на учащихся 5 классов. Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. Контрольные испытания: проекты «Моя малая Родина», «Школа будущего», «Наедине с природой», «Моя семья - мое богатство».

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно­шения к школе, понимания необходимости учения;

- личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совме­стно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и оп­ределять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии опенки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходи­мость нового знания;

- добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

- перерабатывать информацию для получения необходимого резуль­тата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять ана­лиз, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

- использовать информацию в проектной деятельности под руково­дством учителя-консультанта.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгля­ды, для того чтобы сделать что-то сообща;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблю­дений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

В результате прохождения программного материала обучающийсяимеет представление проекте.

Умеет:

- дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;

- определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;

- определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать че­рез проект (групповой проект);

- определять социально-значимую проблему, ставить цель и разраба­тывать через проект (групповой проект).

Обучающиеся смогут научиться Сформированные действия
- видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать: - наблюдать; проводить эксперименты;     - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защи­щать свои идеи В ходе решения системы проектных задач полу­чит возможность для формирования следующих действий: - Рефлексировать (видеть проблему; анализи­ровать сделанное — почему получилось, по­чему не получилось, видеть трудности, ошибки); - Целеполагать (ставить и удерживать цели); - Планировать (составлять план своей деятель­ности) - Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодейство­вать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Учебно-тематический план

Содержание программы Всего часов Теория Практика
  Познавательная беседа: «Проект? Проект!»      
  Как выбрать друга по общему интересу?      
  Я учусь задавать вопросы и «…что сначала, что потом…?      
  Рисунок, схема, график. Как выбрать форму обработки информации?      
  Как не утонуть в море информации?      
  Секрет успешного выступления      
  «Я и моё Отечество»      
  «Я и школа»      
  «Я и планета»      
  «Я и Я»      
  «Я и семья»      
  Мини - конференция      
  Итого      

Содержание

Теоретический модуль

Тема 1. Теория (1 час)

Знакомство с понятием «проект». Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?

 

Тема 2. Теория (1 час)

Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как работать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Знакомство с умозаключениями.

 

Тема 3. Теория (2 часа)

Знакомство с основными методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом…»)

 

Тема 4. Теория (1 час)

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график.

 

Тема 5. Теория (2 часа)

Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочная литература?

 

Тема 6. Теория (2 часа)

Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.

 

Практический модуль

Тема 7. (Практика 5 часов)

Подготовка проекта «Я и мое Отечество». Предполагаемые темы проекта:

«Мой город - моя гордость!», «Красивый город - мой город». «Моя малая Родина»

 

Тема 8. (Практика 5 часов)

Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари книгу библиотеке», «Лидер 21 века», «Школа будущего»

 

Тема 9. (Практика 5 часов)

Подготовка проекта «Я и моя семья»: «История моей семьи», «День матери», «Дети + родители», «Моя семья - мое богатство»

 

Тема 10. (Практика 5 часов)

Подготовка проекта «Я и Я»: «Правила поведения в школе», «ТБ в быту и дома», «Давай дружить с тобой, дорога», «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи»

 

Тема 11. (Практика 5 часов)

Подготовка проекта «Я и семья»: «история моей семьи в истории города», День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день – вместе», «Дети + родители + учитель», «Ответственные родители», «Наедине с природой»

 

Тема 12. (Теория 1 час)

Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов

 

Формы контроля: выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: