Расчет прямозубой (косозубой) цилиндрической передачи

2.1. Исходные данные для расчета:

- крутящие моменты

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
на вал-шестерне Т1;Н·м

на колесе Т2;Н·м

- угловая скорость вала-шестерни ω1;рад/с

- передаточное число электродвигателя uэ

 

2.2. Выбор материала и допускаемых напряжений [σн]и[σF] для расчета на циклическую прочность.

Так как приводу не предъявлены особые требования уменьшения массы и габаритов, то выбираем относительно дешевую сталь (таблицы3 и 4)

- для шестерни сталь /термообработка-………………………/ с механическими характеристиками

НВ; σв, МПа; σТ, МПа;

- для колеса сталь / термообработка – …………………………./ с механическими характеристиками

НВ; σв, МПа; σТ, МПа;

Определяем разность твердости вала-шестерни и колеса

НВшmin-НВкmax≥20

где НВшmin – минимальное значение твердости вала-шестерни

НВкmax – максимальное значение твердости колеса

– в норме, если разность составляет не меньше 20

При длительной работе допускаемые контактные напряжения [6н] определяются по формулам

– для шестерни

[6н]1=2НВш+70/1,1;МПа (2.1)

где [6н]1 - допускаемые контактные напряжения для шестерни

НВш – средняя твердость вала-шестерни

НВк–средняя твердость колеса

- для колеса

 

[6н]2=2НВк+70/1,1; МПа (2.2)

допускаемое контактное напряжение [6н]

[6н]=0,45·([6н]1+[6н]2);МПа (2.3)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
Проверка соблюдения условия

[6н]≤1,23·[6н]2; МПа

Расчетные допускаемые контактные напряжения принимаем для менее прочного колеса.

Допускаемые напряжения изгиба [6F] при длительной работе для прямозубых передач определяются по формулам

- для шестерни

F]1=0,67·НВш; МПа (2.4)

- для колеса

F]2=0,67·НВк; МПа (2.5)

2.3. Проектный расчет передачи проводим из условия контактной циклической прочности (выносливости) поверхностей зубьев.

Это условие является главным критерием работоспособности для закрытой зубчатой передачи.

Межосевое расстояние «а» определяем по формуле:

, м (2.6)

 

где Ка=4950 Па - вспомогательный коэффициент для прямозубой передачи, приближенно учитывающий форму поверхностей зубьев, механические свойства материалов, длину контактных линий;

Ка=4300 Па - вспомогательный коэффициент для косозубой передачи, приближенно учитывающий форму поверхностей зубьев, механические свойства материалов, длину контактных линий;

uэ- передаточное число электродвигателя;

Т1,Н·м – крутящий момент на вал-шестерня

КНВ=1 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий при постоянной нагрузке для прирабатывающихся колес (таблица 5)

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
[6н] - допускаемое контактное напряжение

= 0,5 - коэффициент шины венца, (таблица6)

Полученное значение межосевого расстояния -а,в мм, округляем до ближайшего стандартного значение по (таблице 7)

2.4. Нормальный модуль ориентировочно определяем по соотношению

mn=(0,01÷0,02)·а; мм (2.7)

Принимаем m; мм по (таблице 8)

2.5. Число зубьев передачи Zcи угол наклона зубьевcosβ и (только для косозубой передачи)

Определяем суммарное число зубьев Zcвала-шестерни и колеса по формуле

Для прямозубой передачи Zc=2·a/m (2.8)

Для косозубой передачи Zc=2·a·cosβ/m

где а, мм -межосевое расстояние

m, мм – нормальный модуль

β - угол наклона зубьев (только для косозубой передачи) принимают от 120 до 20о

Округляем до ближайшего целого числа

Принимаем Zc=

Число зубьев вала-шестерниZ1

Z1=Zc/u+1 (2.9)

Результат округлением до ближайшего целого числа, причем, необходимо, чтобы Z1≥17

Принимаем Z1=

Число зубьев колесаZ2

Z2=Zc-Z1 (2.10)

Фактическое передаточное числоuф

uф=Z2/Z1 (2.11)

Отклонение в % от заданного стандартного uэ

По стандарту допускается отклонение до 2,5% (таблица 9)

если передача прямозубая:

cosβ =0 (2.12)

 

 

2.6. Основные размеры прямозубой (косозубой) шестерни и колеса

Делительные диаметрыd1,d2мм:

для прямозубой передачи d1=mn·Z1; мм (2.13)

d2=mn·Z2; мм (2.14)

для косозубой передачи d1=mn·Z1/ cosβ; мм

d2=mn·Z2/ cosβ; мм

где Z1 – число зубьев вал-шестерня

Z2 – число зубьев колеса

Диаметры вершин зубьевda1,da2 мм:

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
da1=d1+2·mn; мм (2.15)

da2=d2+2·mn; мм (2.16)

где d1,d2,мм - делительные диаметры

Диаметры впадинdF1,dF2 мм

dF1=d1-2.5·mn; мм (2.17)

dF2=d2-2.5·mn; мм (2.18)

Проверка условия завязки с межосевым расстоянием

(d1+d2)/2=a; мм (2.19)

Условие соблюдается точно, если нет отклонений от ранее рассчитанного межосевого расстояния в п. 2.3.

Ширина зубчатого венцав2,мм

в2= ·а;мм (2.20)

где - ширина зубчатого венца

а, мм – межосевое расстояние

Результат округляется до ближайшего, стандартного размера из ряда Ra 20 по (таблице 10)

Принимаем ширину зубчатого венца в2,мм =

 

 

Фактическое значение коэффициента ширины колеса

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
ф2/а (2.21)

Ширина шестернив1,мм

в12+(3…10); мм (2.22)

Результат принять по ряду Ra 20 (таблица 10)

Принимаем в1; мм =

2.7. Проверочный расчет по контактным напряжениям производится при уточненных (фактических) значениях межосевого расстояния и передаточного

числа

;МПа <[σн]; МПа (2.23)

где В =308·103 Па - вспомогательный коэффициент для прямозубой передачи, приближенно учитывающий форму поверхностей зубьев, механические свойства материалов и длину контактных линий

В=266·103 Па- вспомогательный коэффициент для косозубой передачи, приближенно учитывающий форму поверхностей зубьев, механические свойства материалов и длину контактных линий

Т1 – крутящий момент

Kнα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (таблица 11)

Кнν - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (таблица 12)

Кнβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (пункт 2.3 или по таблице 5)

uф – фактическое передаточное число

Определяем окружную скорость V, м/с

V= м/с; (2.24)

где ω1 – угловая скорость на ведущем валу

d1 - делительный диаметр

 

 

Пользуясь (таблицей 13)по окружной скорости ν; м/с выбираем степень точности передачи и записываем ее.

Определяем недогрузку, которая составляет

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  
(2.25)

где [6н] - допускаемое контактное напряжение

Недогрузка до 7% может быть вызвана незначительным увеличением межосевого расстояния до стандартного значения и не окажет влияния на работоспособность передачи.

2.8. Силы, действующие в зацеплении:

- окружная F,Н

F = (2.26)

- радиальная Fr,Н

Fr=F·tgα; Н (2.27)

где tgα - угол зацепления, α=200

- осевая Fa,Н

для прямозубой передачи Fa =0; Н (2.28) для косозубой передачи Fa = F·tg/β

где tgβ - угол зацепления, β–принимают от 120 до 20о

2.9. Проверочный расчет зубьев на выносливость при изгибе

выполняется для менее прочного зуба, у которого отношение меньше.

где - коэффициент, учитывающий форму зуба (таблица 14)

С учетом чисел зубьев шестерни Zv1= Z1и колеса Zv2= Zv2

интерполированием находим коэффициент YF для передачи без смещения (при х = 0):

- для вал-шестерня YF1 =

- для колеса YF2 =

Сравнительная оценка прочности зубьев шестерни и колеса:

- для зуба вал-шестерня

 

(2.29)

- для зуба колеса

(2.30)

Если получилось, что прочность на изгиб зуба вал-шестерня ниже, чем зуба колеса, значит, определяем напряжения изгиба в опасном сечении зуба для вал-шестерня (или наоборот) по формуле

где 2 - коэффициент, учитывающий форму

Y =1 - коэффициент, учитывающий наклон зуба;

КF =1- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (таблица 15)

КFU =1,32 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (таблица 16)

mn·10-3 мм; в2·10-3 мм; F=____ Н;

Значительная недогрузка по напряжениям изгиба допускается, так как в случае закрытой передачи выносливость на изгиб не является главным критерием работоспособности.

2.10. Основные результаты расчета передачи сводим в таблицу 3.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 150201 2013 010 ПЗ  

 

 

Таблица 3. Основные результаты расчета передачи.

П А Р А М Е Т Р З Н А Ч Е Н И Е
Фактическое передаточное число Uф=3.18
Модуль mп=2 мм
  Число зубьев суммарное Zc=134.4
шестерни Z1=32.28
колеса Z2=102
  Делительные диаметры шестерни d1=77.10 мм
колеса d2=245.78мм
Межосевое расстояние a=160 мм
  Диаметры вершин зубьев шестерни da1=80 мм
колеса da2=250 мм
  Диаметры впадин шестерни df1=72 мм
колеса df2=244 мм
  Ширина шестерни b1=71 мм
колеса b2=63 мм
Окружная скорость колес V= 3.8м/с
Степень точности передачи  
Силы, действующие в зацеплении окружная F=3846 H
радиальная Fr=1668H
осевая Fa=780.93H

Вывод: в этом разделе был проведен расчет основных геометрических параметров передач, в расчете которого были получены результаты, которые отвечают требованиям прочности.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: