История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Федеральное агенство по образованию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Автор-составитель Гутерман Л.А.

 

«Высшая нервная деятельность».

 

Учебно-методическое пособие на модульной основе с

диагностико-квалиметрическим обеспечением

 

 

2008 год

 

 

Автор-составитель: к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии детей и подростков Гутерман Лариса Александровна

 

 

«Высшая нервная деятельность». Учебно-методическое пособие -

Ростов-на-Дону, 2008. - 136 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит систематизированный материал в рамках программы учебного раздела «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» в виде отдельных модулей, структурированных по лекционно-тематическому принципу. Предназначено для изучения предмета в границах, определенных ГОС по специальности «Логопедия» и программой обучения студентов отделения заочного обучения ПИ ЮФУ. Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие «Высшая нервная деятельность» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта., в рамках изучаемого курса «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» Задача курса состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях высшей нервной деятельности детей и подростков и механизмов, лежащих в основе такой деятельности.

В пособии показана история развития представлений о высших психических процессах Раскрываются анатомо-физиологические особенности деятельности высших отделов мозга детей и подростков, механизмы функционирования ЦНС, лежащие в основе психических функций, механизмы формирования условно рефлекторной деятельности детей и подростков, особенности ВНД человека.. Отмечены факторы влияющие на формирование ВНД в онтогенезе.

Для закрепления знаний полученных в ходе изучения предмета студенту предлагается выполнение ряда практических работ.

Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

 

Модуль 1.

История развития взглядов на высшую нервную деятельность

Физиологи высшей нервной деятельности - это наука, которая изучает закономерности и механизмы работы головного мозга, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма с его внешней и внутренней средой с помощью врожденных и приобретенных в течении жизни реакций.

Основоположником учения о ВНД является великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Понятие «ВНД» И.П. Павлов ввел вместо существовавшего ранее понятия «психическая деятельность». Как показало время, эти понятия не равнозначны, и их определения противоречивы.

Высшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.

Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность, осуществляемая с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет, в то время как ВНД протекает и в период бодрствования (как осознаваемая и подсознательно), и во время сна (как неосознаваемая).

История развития представлений о высших функциях мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к глубокой древности. Понятие психического (от греч. psychios - душевный) возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психического, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций, Гален). Среди них были ученые считавшие, что психика возникла из естественных начал (земли, воздуха, воды, огня). Напротив, такие философы как Сократ, Платон рассматривали душу как явление не связанное с телом и имеющее божественное происхождение. Но уже в древние времена рядом ученых высказывались догадки о связи психической деятельности с мозгом (Акмелион Кротонский, Герофил, Эразистрат). Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ и его последователи, пытались выявить закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента.

Первые экспериментальные исследования на животных связаны с именем римского врача Галена. Считавшего, что душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией.

Весьма примитивные представления древних сменились теорией Р.Декарта о рефлекторном принципе взаимодействия организма со средой. Декарту принадлежат первые высказывания о нервном механизме ответов. Он считал, что под действием внешнего предмета на органы чувств натягиваются «нервные нити» идущие внутри нервных трубок к мозгу, и открываются клапана, через которые из полостей мозга выходят в нервы потоки мелких частиц («животные духи»), устремляющиеся к мышцами раздувающие их. Таким образом, через посредство нервной субстанции возникает движение в ответ на внешнее воздействие. Однако, все же Декарт подчинял поведение человека высшему разуму. Но его схема связи между раздражением органов чувств и мышечной реакцией, несомненно, является прототипом учения о рефлекторной дуге.

Р. Декартом сформированы два важных положения рефлекторной теории: 1) деятельность организма при внешнем воздействии является отраженной; 2) ответная реакция организма на раздражение осуществляется при помощи нервной системы.

В начале ХIX в. весьма прогрессивные идеи высказывал чешский анатом. Физиолог, врач Й. Прохаска. Именно им был введен в науку термин «рефлекс»и впервые дано классическое описание рефлекторной дуги. Однако, не подтвержденные экспериментально его теории не получили широкого распространения и признания. Отсутствовали экспериментальные данные о механизмах деятельности головного мозга. И поэтому допускалось, что психическая деятельность осуществляется исключительно в силу внутренних, присущих только ей закономерностей и является независимой от деятельности нервной системы. Фактически, признавалось наличие двух начал: телесного (физиологического) и духовного (психического), обособленных и независимых друг от друга.

Конец XIX – начало ХХ вв. – это был период расцвета экспериментальной психологии. Однако доминирование взгляда на психику как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами препятствовали развитию представлений о деятельности мозга. Противоречия между научными фактами и умозрительными заключениями привели психологию к распаду на несколько направлений.

К концу XIX века экспериментальная психология все более совершенствуется. Объективные методы этой науки стали широко применятся для изучения поведения человека и животных. Так было положено начало бихевиоризму (behavior- поведение). Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Е.Торндайк, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер) обучали животных по методике, близкой к условно – рефлекторной Павловской с использованием «проблемных» клеток. Бихевиористы, накопив большой и интересный экспериментальный материал, пришли к формулировки ряда законов обучения (по Торнайку – пользы, эффекта и упражнения). Однако из боязни совершить ошибку и внести субъективизм в изучении поведения, они говорили только о внешних сторонах деятельности, известных им («стимул- реакция»), оставляя за пределами исследования все промежуточное звено, находящееся между стимулом и реакцией и составляющее суть собственно психической, или высшей нервной деятельности.

Неудивительно поэтому, что в экспериментальной психологии возникло другое направление, явившееся естественным дополнением к бихевиоризму – гештальтпсихология (Gestalt – образ). Представители этой школы – М. Вертгеймер, В. Келлер, К.Коффка – попытались заполнить недостающее звено в бихевиористской схеме «стимул-реакция», вставив посредине образ, возникающий в мозге при содействии стимула и понуждающий организм к реакции. Но гештальтпсихологи, придавая решающее значение в поведении животных гештальту, наделяли их интеллектуальными способностями, реализующимися в «ага-реакциях» в результате «озарения» (insight- инсайт) при постановке сложных опытов с решением задач.

Гештальтпсихологи так же, как и Бихевиористы, претендовали на общую теорию психической жизни в целом. Гештальтисты настаивали на идее целостности в противовес бихевиористам, трактовавшим сложную реакцию как сумму простых. Бихевиористы сосредоточивались на внешнем выражении деятельности и пренебрегали образом, видя в нем не психологическую реальность, а призрачный продукт интроспекции, в то время как для гештальтистов учение о двигательных реакциях, лишенных образа, представлялось игнорирующим самую суть психической деятельности. Расхождение между бихевиаристами и гештальтистами может быть выражено противопоставлением келлеровского понятия «инсайт» тордайковскому – «проб и ошибок». Однако ни бихевиористы, ни Гештальтисты не сумели по-настоящему объединять образ и действие, отдавая предпочтение лишь одной из сторон аналитико-синтетической деятельности мозга.

Психологические теории бихевиористов и гештальтпсихологов уступили место современному учению о высшей нервной деятельности, возникшему благодаря трудам И.М. Сеченова и особенно работам И.П. Павлова.

Наблюдая за развитием детей, М.И. Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение ученый выразил в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». При изучении рефлексов М.И. Сеченов обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса. Открыл торможение рефлексов, суммацию возбуждения.

Современная физиология высшей нервной деятельности, была создана трудами И.П.Павлова и его сотрудников, исследовавших деятельность головного мозга в разных направлениях.

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития естествознания за предшествующие периоды. Развивая идеи М.И.Сеченова, И.П.Павлов открыл особый класс проявлений работы мозга - условные рефлексы, и с их помощью выполнил исследования психической деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные представления о психической деятельности древнегреческих ученых.

2. Какие основные положения теории философа Сократа.

3. Какой вклад внес Гиппократ в формирование представлений о психической деятельности.

4. Концепция «нервизма». Назовите ученых внесших свой вклад в развитие данной концепции.

5. Основные положения теории гештальтпсихологии.

6. Основные положения теории бихевиористов.

7. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?

8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?

9. Как различаются пневмография и спирография?

10. Что дает оценка состояния периферических сосудов?

11. Как интерпретируют показатели детектора лжи?

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. История создания теории системной динамической локализации психических процессов (А.Р. Лурия).

2. История решения проблемы соотношения мозга и психики.

3. Соотношение психофизиологической и психофизической проблемы.

4. Теория рефлекторной дуги и рефлекторного кольца (Р. Декатр, И.М. Сеченов).

5. История создания теории функциональной системы П.К. Анохина. Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?

Рекомендуемая литература:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1998.

3. Высшая нервная деятельность. Сер. Рук-во по физ. - Л., 1970, Ч.1, 1971, Ч.2.

4. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1974.

5. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.

6. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - Киев, 1981.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.

8. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей, нервной деятельности. Избр. пер. – М., 1983.

9. Воронин Л.Г. «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

10. Дмитриев А.С. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1964.

11. Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

12. «Руководство по физиологии». Физиология высшей нервной деятельности, в 2-х томах, М., 1979, 1971 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.

13. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). – Л., 1938.

14. Прибрам К. Языки мозга. – М., 1975.

15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1965.

16. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта. Физиология поведения. – Л., 1987.

17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.

 

Электронные ресурсы

1. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии

2. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем

4. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека

5. Леей Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок

6. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна

7. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции

8. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга: элементарный модуль и распределенная система

9. Адам Г. Восприятие, сознание, память

10. Кочубей Б.И. Об определении понятия ориентировочной реакции у человека

11. Вартанян И.А Физиология сенсорных систем

12. Роуз С. Устройство памяти

13. Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности

 

 

 

Модуль 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: