Периоды развития плода

Терминальный период. Через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления, образуется уже более 100 клеток, которые. Иногда при первом дроблении зиготы образуются 2 совершенно идентичные клетки, которые затем разделяются и развиваются в 2 практически одинаковых организма. В этом случае на свет появляются монозиготные (или идентичные) близнецы. Так как близнецы эти развиваются из одной клетки, они всегда имеют одинаковый пол и одинаковые физические признаки. Бывает и так, что из яичников одновременно освобождаются сразу 2 яйцеклетки, каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных (или разнояйцевых) близнецов. Генетические признаки, унаследованные Разнояйцевыми близнецами, могут быть столь же различными или, столь же сходными, как и признаки братьев сестер, зачатых в разное время. Дизиготные близнецы могут иметь либо одинаковый, либо противоположный пол, поскольку яйцеклетки оплодотворяются 2 различными сперматозоидами.

К концу 1-й недели из клеток, образовавшихся в результате дробления зиготы, формируется бластоциста — шарообразное скопление клеток, внутренняя полость которого заполнена жидкостью из яйцевода. Бластоциста движется по фаллопиевой трубе в матку. В это же время начинает­ся процесс дифференциации клеток, то есть разделения их на группы в соответствии с будущими функциями.

Из внутренних клеток бластоцисты образуется зародышевый диск, из которого впоследствии развивается рез несколько дней после зачатия эмбрион. Из других групп клеток формируются вспомогательные (поддерживающие) структуры и защитные оболочки, покрывающие эмбрион.

Одновременно с этим, на 6-й день после оплодотворения, бластоциста, теперь уже свободно плавающая внутри матки, начинает внедряться в ее поверхность, разрывая мельчайшие кровеносные сосуды, чтобы добыть себе питательные вещества.

За несколько дней она погружается в стенку матки. Этот процесс, который носит название имплан­тации, вызывает в организме женщины гормональ­ные изменения, свидетельствующие о наступлении бе­ременности.

Решающая фаза пренатального развития — процесс имплантации — протекает отнюдь не автоматически. Свыше 50 % оплодотворенных яйцеклеток так никогда и не имплантируются: одним не удается развиться в полноценную бластоцисту, дру­гие просто не выживают в неблагоприятной внутриматочной среде. Для женщины, нарушение имплантации по своим последствиям в чем-то сходно с нарушением вынашивания в период беременности, наступающий несколько позже. Путь от яичника до матки, который проходит яйцеклетка.

Эмбриональный период. Эмбриональным называют период, продолжающий­ся с конца 2-й недели до конца эмбрионального периода, продолжающегося с конца 2-й недели до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия. В это время пренатальное развитие начинается с соединения сперматозоида и яйцеклетки в верхней части фаллопиевой трубы. Затем оплодотворенная яйцеклетка, или зигота, в течение нескольких дней перемещается вниз по фаллопиевой трубе в направлении матки, одновременно дробясь. Процесс дробления продолжается приблизительно в течение недели — до тех пор, пока не образуется бластоциста. К этому моменту бластоциста уже достигла матки и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку.

В это время одновременно протекают 2 очень важных процесса.

1. Из наружного слоя клеток об­разуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод.

2. Из зародыше­вого диска начинается развитие (по крайней мере, в общей форме) всех органов и характерных признаков самого эмбриона. В течение этого периода у крохотного заро­дыша появляются ручки, ножки, пальцы, лицо, сердце, которое уже бьется, мозг, легкие и другие важнейшие органы. К концу эмбрионального периода в зародыше уже вполне различимы черты, из всех живых существ присущие только человеку.

Стадии пренатального развития:

а — происходит первое дробление двуклеточного организма через несколько часов после оплодотворения. б — терминальный период, 2 дня после зачатия; признаки дифференциации клеток пока отсутствуют. в — эмбрион в возрасте 21 дня. Виден примитивный спинной мозг.

г — четырехнедельный эмбрион. На фото видны голова, туловище и хвост. К этому времени сердце и не­рвная система уже начали функционировать.

д — пятинедельный эмбрион. По бокам туловища начинают формироваться руки и ноги, е — плод в возрасте 9 недель. На фото ясно различима пуповина, соединенная с плацентой. ж — шестнадцатинедельнын плод. Видна пуповина, соединенная с плацентой. Все внутренние органы уже сформированы, хотя еще не функционируют в полной мере.

з — двадцатинедельный плод. На этой стадии большинство внутренних органов начинают функциониро­вать, и плод уже способен «брыкаться», поворачивать голову и менять «выражение лица».

 

Вспомогательные (поддерживающие) структуры. Эмбрион развивается, окруженный защитными оболочками, в мешке амниона, заполненном око­лоплодной жидкостью. Он питается при помощи орга­на, называемого плацентой, который формиру­ется специально для того, чтобы содействовать росту нового организма. Плацента представляет собой дисководное тканевое образование на стенке матки, раз­вивающееся частично из тканей стенки матки, а частично — из наружного слоя ткани, окружающей эмб­рион и амниотический мешок.

Плацента начинает развиваться с момента имп­лантации и продолжает расти примерно до 7-го месяца беременности. Она связана с эмбрионом пупоч­ным канатиком, или пуповиной, — плотным тканевым тяжем, содержащим в себе 2 арте­рии и 1 вену плода.

Плацента обеспечивает обмен ве­ществ между организмом матери и эмбрионом, задер­живая крупные инородные образования, но пропуская питательные вещества.

Таким образом, энзимы, витамины и даже защищающие эмбрион от болезней антитела передаются ему от матери, а продукты жизнедеятельности эмбриона передаются с его кровью в организм матери для окончательного выделения. Сахара, жиры и протеины также попадают в организм эмбриона через плаценту, хотя она не пропускает некоторые бактерии и соли. Важно отметить, что кровеносная система орга­низма матери и эмбриона, строго говоря, не является общей. Плацента обеспечивает обмен питательными веществами и продуктами жизнедеятельности эмбриона путем диффузии через клеточные мембраны, не допуская обмена кровяных клеток.

На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет, какие-то изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации эмбриона клетки начинают дифференцироваться на 3 отдельных слоя (энто-, мезо- и эктодерма):

- из наружного слоя - эктодермы - впоследствии образуется кожа, органы чувств и нервная система;

-из среднего слоя - мезодермы - мышечная ткань, кровеносная и выдели­тельная системы;

-из внутреннего слоя -эндодермы - пищеварительная система, легкие, щитовидная железа, тимус и другие органы.

Одновременно начинают развиваться нервная трубка (которая впоследствии дифференцируется, образуя спинной и головной мозг).

К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Серд­це и нервная система содействуют развитию эмбриона как целого организма. И все это происходит с зароды­шем, длина которого составляет всего 4 мм,

В течение 2-го месяца происходит быстрое разви­тие тех систем и органов, которые отличают человека от всех других существ. Из небольших зачатков ко­нечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые выглядят расположенными по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно. Формируются и внутренние органы: легкие, пищеварительная и выделительная системы, хотя они пока еще не функционируют.

Именно в этот период велика вероятность выкидыша, или самопроизвольного аборта. Эмбрион получает питательные вещества через плаценту из организма матери, попадание в материнский организм токсичных веществ, неправильное (недостаточное) питание или плохое здоровье матери могут сказаться на развитии ребенка.

Фетальный период продолжается с начала 3-го месяца беременности и до момента рождения, то есть примерно 7 месяцев из 9-месячного или 266-дневного периода беременности. Именно в это время созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает шевелиться, «брыкаться», поворачивать голову, а затем и все тело. Несмотря на плотно сомкнутые веки, он пробует направлять взгляд, совершая некоординированные движения глаз, «хмурится», шевелит губами, открывает рот, начинает понемногу глотать амниотическую жидкость, отрабатывает дыхательные упражнения в жидкой среде, совершает сосательные движения и сосет большой палец.

Эмбриональный период.

Показаны в натуральную величину размеры человеческого

эмбриона и плода в возрасте от 14 дней до 15 недель.

 

 

На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода. В глазах, все еще расположенных по бокам головы, образуется ра­дужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. В деснах фор­мируются зубы, начинается заметный рост ушных раковин, а также ногтей на руках и ногах. У плода развиваются щитовидная, вилочковая (тимус), поджелудочная железы и почки. Происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов плода в соответствии с генетическим — мужским или женским — полом зародыша (включая развитие 400 тысяч яичек в яичниках плода женского пола). Начинает функционировать печень, появляются секреторные реакции желудка и легочные реакции. К 12-й неделе развиваются голосовые связки, формируются вкусовые почки, начинается процесс оссификации (превращения хрящей ткани в кость) ребер и позвонков. Плод, еще и не способный к самостоятельному существованию, уже при­обрел почти все свои органы и системы, хотя длина его тела составляет всего 7,5 см, а вес — примерно 14 г.

Второй триместр. Иногда 9-месячный период беременности подразделяют на 3 равные части по 3 месяца каждая, называемые триместрами. В течение 1-го триместра развиваются все основные органы и структуры тела. На протяжении 2-го триместра (с 4-го по 6-й месяц беременности) добавляется ряд структурных элементов, таких как губы, ногти на пальцах ног и сформированные зачатки зубов.

На 4-м месяце длина тела увеличивается, так что голова перестает выглядеть непропорционально большой, как в течение предыдущих месяцев. На лице стано­вятся ясно различимыми губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько, что частота сердечных сокращений становится равна 120-160 в минуту. На 5-м месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений. Теперь мать уже может почувствовать то локоть, то колено или голову будущего малыша, когда он, бодрствуя, поворачивается. На 6-м месяце плод достигает длины 30 см и веса 0,7 кг. Глаза полностью сформированы, и у плода уже могут открываться веки. Идет интенсивное развитие костной системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться, так что теперь его внутренние органы мо­гут занять надлежащее место.

Заслуживающим особого внимания событием в течение 2-го триместра являет­ся развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз (Мооге, 1988). В начале этого триместра волновая активность мозга практически отсутствует, так что кар­тина электрических сигналов мозга плода напоминает таковую при клинической смерти мозга. Ранее 24-й недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки элек­трической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Закладывается фундамент для образования кортикальных связей и ощущения боли. Развитие мозга также делает возможным регулирование других функций организма, таких как дыхание и соотношение сна и бодрствования. В конце 2-го триместра (то есть по прошествии 24 недель внутриутробного развития) здоро­вый плод уже считается жизнеспособным, то есть он может выжить вне материнского организма при условии интенсивной поддержки и особого ухода. Воз­можно, половине младенцев, рожденных на 24-й неде­ле беременности, удалось бы сохранить жизнь и здоровье, если бы роды происходили в современных, оборудованных специальными «инкубаторами» для недоношенных детей родильных домах. Однако более чем у половины детей, родив­шихся на столь раннем сроке, наблюдаются серьезные отклонения в развитии. Из детей, рожденных на 25-й неделе беременности, в специальных «инкубаторах» вы­живает около 80 % (причем 69 % впоследствии не имеют серьезных физических отклонений), из родившихся на 29-й неделе выживает уже более 90 % полноценно развивающихся детей. Несмотря на достиже­ния современной медицины и тщательный уход, сохранить жизнь недоношенным младенцам, родившимся на более ранних сроках, пока не удается. Только 15 % де­тей, родившихся на 23-й неделе, удается сохранить жизнь, причем пятеро из шести таких младенцев впоследствии имеют серьезные проблемы со здоровьем или физи­ческие. Содержание же детей, родившихся на столь ранних сроках беременности, в специальных палатах обходится слишком дорого.

Третий триместр. Есть основания считать 1-й триместр времени - это период, в течение которого происходит формирование основных соматических структур, а 2-й три­местр — периодом созревания органов плода, в особенности головного мозга до уровня, необходимого для выживания. В течение 3-го триместра происходит созре­вание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Дети, родившиеся на очень ранних сроках (иногда — всего на 24-й неделе) беременности, крохотны и беззащитны, их вес, не достигает и килограмма. Такой ребенок, как астронавт, высадившийся на поверхность Луны, нуждается в специальном «космическом снаряжении», роль которого выполняет совре­менное медицинское оборудование. Первый вздох для них — шаг почти героический, так как это может вызвать коллапс или разрыв легких; сердце должно привыкнуть к небывалым нагрузкам, а крохотные артерии не приспособлены для спасительных инъекций. По сравнению с такими детьми ребенок, родившийся в положенный срок, выглядит крепким и сильным, он умеет напомнить о своих нуждах, заботящимся о нем взрослым и способен выжить без неусыпного присмотра, в обычной обстановке.

В возрасте 7 месяцев плод весит около 1,5 кг, а его нервная система созревает настолько, что может управлять дыханием и глотанием. На 7-м месяце происходит быстрое развитие головного мозга, ткани которого образуют участки локализации всех сенсорных и моторных центров. Плод уже ощущает прикосновение и боль; воз­можно, начинает свою работу его вестибулярный аппарат. Часто задают вопрос о том, может ли плод слышать. Давно было замечено, что плод вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, однако практически не реагирует на звуки средней громкости. Дело в том, что вокруг плода раздается множество разнообразных звуков. Это звуки, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание. Это пульсирующий ритм крови, циркулирующей по системе кровообра­щения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, также слышна плоду. Полагают даже, что уровень шума в матке сопоставим с уровнем шума на небольшой фабрике.

Ученые установили, что физическое развитие является далеко не единствен­ным процессом, происходящим с человеческим организмом в течение пренатального периода. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные дви­жения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. Рефлекторные движения вы­зываются раздражением подошв или век. К 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния. К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность, плод начинает реагировать на звук, а к 25-й неделе реакция на звук становится вполне устойчивой. На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, на­правленного на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга обычно под­тверждает, что плод реагировал на свет. Все эти формы поведения: мимические движения, брыкание, повороты тела и движения головы, появляющиеся к концу 7-го месяца, возможно, являются произвольными движениями плода, стремящего­ся занять наиболее удобное положение в утробе. На 8-м месяце плод может прибавлять в весе до двухсот грамм в неделю, и его организм уже начинает готовиться к встрече с внешним миром. Под кожей образу­ется жировой слой, предназначенный для защиты плода от перепадов температуры, с которыми он столкнется при появлении на свет. Хотя в хорошо оборудованных «инкубаторах» выживаемость немного недоношенных - 8-месячных - новорожденных превышает 90 %, риск все же существует и для них. У этих малышей могут возникнуть сложности с дыханием; начальная потеря веса может значительно превышать таковую у доношенных новорожденных, и, поскольку их подкожный жировой слой еще не сформирован окончательно, регуляция температуры тела также может стать проблемой.

Поэтому детей, родившихся на этой стадии пренатального развития, обычно помещают в специальные «инкубаторы» и обеспечивают им такой же уход, как и 7-месячным.

На 8-м месяце также значительно возрастает восприимчивость плода и разно­образие форм его поведения. Полагают, что в середине этого месяца у плода уже открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство* не­смотря на то что внутри матки темно. Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает сознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает периоды парадоксального сна (возможно — со сновидениями!). С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна • бодрствования и, как полагают, завершается развитие слуха.

В течение 9-го месяца плод продолжает расти и переворачивается вниз головой для прохождения по родовым путям. Постепенно отпадает сырообразный защитный слой, а тончайший волосяной покров плода рассасывается. Из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. Примерно за 1-2 недели до родов плод опускается на «стартовую позицию», так как матка переме­щается к основанию тазовой области. У плода снижается темп прироста веса, у ма­тери появляются нерегулярные безболезненные сокращения мышц живота и мат­ки, а клетки плаценты начинают дегенерировать. Все готово к родам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: