Эпические гусляры. Скоморохи

Алексей Намзин

Удомельские гусли. Новгородская традиция

Из истории инструмента

Гусли являются наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Название инструмента происходит от древнерусского наименования тетивы лука – гусла.

Наиболее архаичными гуслями считаются долблёные из цельного куска дерева. Сверху или снизу резонаторный ящик накрывается декой с отверстиями (голосниками). Колки по большей части металлические (псковская традиция) или деревянные (новгородская традиция).

Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Считается, что число струн на древних гуслях зависело лишь от величины куска дерева, из которого мастер выдалбливал корпус гуслей. Струны могли быть металлические (гусли звончатые), жильные (из кишок животных) и из конского волоса.

«Архаическая форма гуслей устойчиво сохраняет веер из 5-7 струн, хотя в иных образцах чаще встречается набор из 6-9 струн (Новгород), 9-11 струн (Псков)» [Мехнецов 2006:19].

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Основным приемом игры на крыловидных гуслях является бряцание. Используется принцип зажатых струн, где ненужные звуки глушатся пальцами левой руки. Гусляр держит инструмент обычно на коленях, открылком влево, немного в наклонном положении.

Крыловидные (или звончатые) гусли были наиболее распространены в наших краях. Настройка диатоническая. Гусли шлемовидные, или псалтыревидные, были менее распространены у нас. Струны на таких гуслях защипывают обеими руками. Настройка так же по ступеням диатонической гаммы.

Эпические гусляры. Скоморохи

Самым известным древнерусским гусляром можно считать легендарного Бояна. Согласно «Слову о полку Игореве» ««Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали». На гуслях играют былинные богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко. Гусли были в обращении как у духовенства (гусли-псалтырь, или шлемовидные), так и у скоморохов.

Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета

Скоморохи — русские средневековые актёры, певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими произведений. Репертуар их состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых под аккомпанемент гудка, гуслей, бубна и других инструментов. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска. Выступали они на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. Затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать из-за гонений на них церковных и светских властей. Лишённые права заниматься своим ремеслом, скоморохи стали объединяться в ватаги, часто промышлявшие разбоем, о чём пишет церковный Стоглав:

"Да по дальным странам ходят скоморохи, совокупляясь ватагами многими по шестидесят, и по семидесят и до ста человек, и по деревням у крестьян сильно едят и пьют, и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают" [Выписки из Стоглава, Вопрос 19].

До 1478 года волость Удомля входила в состав Новгородской республики. Новгородские писцовые книги фиксируют, что 1/3 скоморохов северо-западной Руси проживала именно на этой территории. Известно, например, что в 1571 году по поручению царя Ивана Васильевича Грозного в Новгород приезжал некий Субота Осётр, который собирал по всей новгородской земле весёлых людей – скоморохов с их медведями, и на нескольких подводах повёз их в Москву. Но в 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов об окончательном запрещении скоморошества. В результате новоявленные москвичи вновь оказались на периферии – без профессии и куска хлеба, растить который они ещё не умели. Вот как пишет о таких бедолагах тверской краевед Юрий Мстиславович Смирнов:

«Млёвка течёт из болота где-то в районе Гирина, через Ганино, потом через исчезнувшую Ильинку и впадает во Мсту, пересекая Млёво недалеко от церкви. … Впервые в книге я увидел, что один из дворов в Ильинке принадлежал скомороху Гридке. Второй двор числился за человеком со странным прозвищем – Олфимко Москва. Остальные дворы за крестьянами Гаврилкой и Фомкой. В деревне было только два земельных участка. Видно, что скоморох Гридко и Олфимко Москва участков не имели. Похоже, что в этой заброшенной в болота деревеньке скрылась от церковных преследований группа бежавших откуда-то людей. Дело в том, что скоморохи были тогда гонимыми властями и особенно церковью. А время в стране было сложным. И не мудрено, что, спасая свои жизни, группа скоморохов пыталась стать крестьянами» [Смирнов 2002: 213-214].

Былины

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси. До середины XX в. сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «стáринами» или «старинками». Термин «былина» по отношению к ним был введен в употребление в 30‑е гг. XIX в. собирателем и издателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым, позаимствовавшим его из «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени»).

Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские (более поздние). Считается, что былины пели как калики перехожие, так и скоморохи и гудошники, подыгрывавшие себе на гуслях или гудке. Однако при непосредственной записи былин этого зафиксировано не было.

Интересно, что живое исполнение былин в наших краях дожило буквально до наших дней:

«В июле 1997 г. в окрестностях Торжка работал отряд этнографической экспедиции Тверского государственного университета. Исследования велись совместно с отделом этнографии Всероссийского историко-этнографического музея. Среди материалов, собранных экспедицией, особого внимания заслуживают легенды и былина о Косте Новоторженине, записанная в д.Костешино от Николая Михайловича Устинова, 1895 г.р. (во время проведения экспедиции ему было 102 года). Эта редакция былины отличается от тех, которые были записаны Еленой Ивановной Рерих и Владимиром Захаровичем Исаковым (возможно, существуют другие редакции).

Сводная информация былины и легенд о Косте Новоторженине такова: Костя родом из деревни Костешино. Уходя в Новгород (где Костя, как известно, попал в дружину Василия Буслаева), он посадил дуб рядом с родной деревней (по другой версии дуб посадил Костин отец, чтобы обеспечить благополучное возвращение сына). Остатки пня этого дуба можно видеть возле Костешина ещё и сейчас (дуб был срублен в конце 1980-х-начале 1990-х гг.). Из-под этого дуба бил целебный родник (иссяк в 1950-е гг.). Дуб именовался Костешинским, а само название деревни народная традиция связывает с Костей Новоторженином. Все дубы вокруг Торжка, по народной традиции, - это потомки Костешинского дуба. Первой записью былины о Косте Новоторженине считается запись бологовской дворянки Елены Ивановны Шапошниковой, будущей Рерих (жены художника) на оз.Пирос. Впоследствии в окрестностях Торжка были записаны ещё две редакции этой былины, самая последняя хронологическая запись была сделана в 1997 г. совместной экспедицией ВИЭМ и ТвГУ.

Варианты былин различаются стилистически, но содержательно они близки. Несметная сила врагов, называемых татарами, погаными, басурманами (несомненно, это татаро-монголы) идёт на Торжок, и Костя, бросив мирный труд, приходит к князю или военачальнику и предлагает свою помощь. Здесь важно отметить, что изначально Костя Новоторженин не воин, это подчёркивается отсутствием у него доспехов и необходимого ратного снаряжения. Помощь принимается довольно сдержанно, но выясняется, что на богатырскую фигуру Кости не налезают ни один доспех и ни одна кольчуга. По одной из версий, он вооружается мечом, но по двум другим – оружием ему служит дубина или вырванное с корнем дерево. Костя побеждает главного силача противостоящей стороны и способствует разгрому основных сил противника. Народные легенды рассказывают о том, что от Игнач-креста татаро-монгол заставила повернуть не распутица, а именно Костя Новоторженин» [Цыков 2009: 115].

Примечательно, что бологовская дворянка Елена Ивановна Шапошникова (будущая Рерих) записала свою первую былину именно на оз. Пирос. А это буквально в двух шагах от села Рютино, где и похоронен русский учёный Иван Петрович Сахаров. Благодаря которому, как говорилось выше, и был введён в научный оборот термин «былина».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: