Основные направления и школы философии. Античная философия

 

Античная философия - философия древних греков и древних римлян. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало всей западной философии, ее последующих школ и идей.

Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как к своему источнику и образцу мышления. Как было сказано в предыдущей лекции, термин “философия” возник именно здесь. “Философ” в античной трактовке - это человек, стремящийся к истине, ищущий, любящий истину. Его цель - понять “це­лое как целое”, понять, в чем первопричина всего существующего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию; объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия.

Аристотель считал, что философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это - “знание ради самого знания”. Римский политический деятель и мыслитель Цицерон (I в до н. э.) говорил: “Не любить философию все равно, что не любить собственную мать”. Таким образом, философия предстает перед нами не просто как поиск истины, но и как способ жизни, присущий человеку.

Этапы античной философии (таблица)

 

древнегреческая философия натурфилософский круг (досократики) старшие физики Ионийская философия МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: Фалес Анаксимандр Анаксимен ЭФЕССКАЯ ШКОЛА: Гераклит
Италийская философия Пифагореизм ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА: Ксенофан Парменид Зенон
младшие физики   Эмпедокл Анаксагор АТОМИЗМ: Левкипп Демокрит
гносеологический круг (сократическая философия) ранняя классика   СОФИСТЫ Сократ
зрелая классика   Платон Аристотель
эллинистическая философия   СКЕПТИЦИЗМ: Пиррон Секст Эмпирик ЭПИКУРЕИЗМ: Эпикур Секст Эмпирик СТОИЦИЗМ: Зенон из Китиона Сенека Марк Аврелий КИНИЗМ: Антисфен Диоген Синопский Кратет НЕОПЛАТОНИЗМ: Плотин Порфирий Ямвлих Прокл

 

Главными проблемами досократической философии выступают “космос” (с древнегреческого – устройство, упорядоченность), “архэ” (с древнегреческого – начало) и “физис” (с древнегреческого – природа). При этом старших физиков в большей мере волнует проблема архэ – единой основы мироздания, а младших – проблема интегрального единства множественного.

Выделение в рамках старших физиков Ионийской и Италийской традиций соответствует появлению двух различных стилей философствования:

- эмпирико-сенсуалистического, ориентирующегося на материальный аспект бытия (Ионийские города Малой Азии, греческий “Восток”)

- логико-рационалистического, фокусирующего внимание на формальных и числовых закономерностях (южно-италийские и сицилийские колонии, греческий “Запад”)

Элейская школа не только задает образец умозрительного конструирования модели бытия, но и делает знание предметом философского анализа (уже Парменид разделяет “путь мнения” и “путь истины”).

В атомистической теории, являющейся вершиной и завершением натурфилософского периода развития античной философии, ставится проблема отражения единства космоса в логике понятий – выявляется вопрос об адекватности философского видения мира самому миру.

С софистической традицией, а также фигурой Сократа связывают радикальный поворот в философии к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике.

В рамках зрелой (высокой) классики античная философия вырабатывает совершенные образцы системных абстрактно-теоретических философских концепций, задающих канон западноевропейской философской традиции. Данный этап связан с именами таких величайших философов, как Платон и Аристотель. И если натурфилософский круг вырабатывает своего рода общие представления о мире, софисты и Сократ осуществляют аналитику, то зрелые философские системы Платона и Аристотеля соответствуют стадии синтетического знания, т.е. можно утверждать, что на данном этапе активно осуществляется синтез разнообразных проблем и ме­тодов философского знания.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика, а также пробле­мы познания. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании. Поэтому анализ этических проблем был также неразрывно связан с учениями о природе и космосе.

Благодаря неоплатоникам на данном этапе развития античной философии актуализируются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношения человека и сверхразумного и т.д.

Конец эллинистического периода обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя “языческая” философская школа: Академия Платона в Афинах.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день:

1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи. Идеи о главных элементах, стихиях космоса; о структурности бытия и т. д. Главные вопросы: как возник космос? какова его структура?

2. Проблемы человека, его познания, отношения с другими людьми. Главные вопросы: в чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? что такое политика и государство по отношению к человеку? как соотносится рациональное с иррациональным в че­ловеческом познании? существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом?

3. Проблемы отношения человека и демиурга (бога), божественной воли, творения космоса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: