Изучение диалога в психологии

Предпринимая попытки классификации диалогов, психологи исходят из разности мотивов и целей участников диалога. Если цель общения - психологический контакт, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, т.е. люди получают удовольствие от самого общения или выясняют отношения. При иных целях, например, передаче информации, побуждении партнера к действию, желании изменить взгляды оппонента, говорят о мотивах, лежащих за пределами общения.

Выделяют диалоги следующих типов: а) ритуальный: цель общения - выполнение социальной роли, демонстрация норм социальной среды; обычно это общение, закладывающее нормы поведения, общение родителей и детей в период формирования социальных ролей;

б) деловой, его цель - организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; Н-р: между учениками и учителями;

в) интимно-личностный уровень, целью которого является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании; для этого уровня характерно состояние близости, доверительности, т.е. это отношения между близкими людьми.

Функции диалогического общения: Классификация Б.Ф. Ломова детализирована и уточнена группой петербургских психологов [Куницына, Казаринова, Погольша 2001], которые рассматривали данные функции применительно к феномену диалога. Они выделяют восемь основных функций, определяющих способы существования диалога:1.контактная функция, ее цель – установление контактов, взаимоориентированности; 2.информационная функция, ее цель – обмен сообщениями, замыслами, мнениями; 3. побудительная функция, ее цель – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенного действия; 4.координационная функция, ее цель – взаимное ориентирование и согласование действий; 5. функция понимания, ее цель – адекватное восприятие и понимание намерений, установок, переживаний; 6. эмотивная функция, ее цель – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 7. функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей сообщества; 8. функция оказания влияния, ее цель – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образов партнера.

Взаимоотношение участников диалогического общения. Мысль о взаимодействии коммуникантов развивает Г. Мюррей. В одной из своих работ [цит. по: Хекхаузен, 1986] он пишет о том, что для диалогического общения и вообще для коммуникации свойственно такое понятие как мотив, который побуждает людей к общению не только для удовлетворения, но и для обогащения и увлечения обеих сторон. Цель – взаимный поиск приятий, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии. Здесь выделяются две тенденции: а) надежда на взаимопонимание; б) боязнь отвержения.

Рассматривая тот же вопрос о коммуникативном взаимодействии участников диалогического общения, Л. Хоровиц [Хоровиц 1989] выявляет, что в основе диалогического общения лежит два типа поведения: а) действия типа сближения: ориентированность на то, чтобы приблизить к себе человека; б) действия типа отдаленность: ориентированность на то, чтобы отдалить от себя человека.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что приведенные нами результаты психологических исследований диалога не противоречат друг другу, они демонстрируют различные подходы к одному явлению (диалогу). Важным для лингвистики является выделение психологией уровней общения и функций диалога. Эти исследования соотносятся с такими лингвистическими направлениями, как теория речевых жанров и теория речевых актов, а также с теорией коммуникации в целом.

Д в лингвистике

Исследователи связывают возникновение интереса к изучению диалога с работами Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, М.М. Бахтина и др. Огромное количество работ, посвященных исследованию диалогической речи, свидетельствует о многоаспектности и многоплановости данного явления. Все аспекты изучения тесно связаны между собой и соотносятся с различными областями лингвистических наук.

Л.П. Якубинский в своей работе «О диалогической речи» 1923г. [Якубинский 1986], рассматривая бытовой разговорный диалог, отмечает, что возникла необходимость создания какой-либо теории в вопросе изучения диалога и монолога. Он отмечает различия монолога и диалога как искусственного и естественного, выделяя для последнего такие характерные качества, как: реплицирование, быстрота темпа речи, прерываемость, конструкционная сложность. Ученым делается интересное наблюдение, которое затем будет активно развито в работах по жанроведению: бытовой диалог насыщен шаблонными формами и имеет большую степень предсказуемости. При этом Л.П. Якубинский отмечает, что диалогу присущ автоматизм и речевая деятельность проходит «в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора» [Якубинский 1989: с53]. Именно эти наблюдения и характеристики диалога оказались наиболее востребованными в работах последователей по проблемам диалога.

Это еще период, когда изучение Д как элемента реальной коммуникации и элемента ХТ не разошлись между собой! Хотя есть много пересечений! (Чеховский диалог)

Г.О. Винокур в работе «Горе от ума» как памятник русской художественной речи» 1948г. [Винокур 1959], анализируя композиционные особенности произведения, параллельно сделал ряд наблюдений над диалогической речью. Отмечая реплицированность данного явления (см. также Л.П. Якубинский), Г.О. Винокур подчеркнул, что «связь (реплик) может быть разной природы» [Винокур 1959: с. 263]. Исследователь сформулировал некоторые основания к возможной типологии диалога, подчеркивая тот факт, что реплики представляют собой реакцию на сказанное партнером и могут иметь различные цели и реакции: вопрос-ответ; информация-одобрение; информация – возражение; информация – оценка. Сравнивая монологическую и диалогическую речь, Г.О. Винокур выделял следующие отличительные особенности последней: 1) диалогическая речь синтаксически более просто организована, чем монологическая; 2) она всегда направлена во вне и всегда рассчитана на партнера; 3) диалог всегда развивается в рамках заданной темы.

Данные идеи потребовали дальнейшего осмысления и развития. Так, например, современное диалоговедение рассматривает монотемные и политемные диалоги, а конструкционная простота оказалась отнюдь не столь «простой», но недооценить значимость вышеупомянутых исследований как одной из отправных точек современного диалоговедения невозможно.

Современное диалоговедение (теория диалога), на наш взгляд, начинается с работ М.М. Бахтина. Уникальность его исследований заключается в том, что, будучи филологическими по своей природе, они позволили увидеть различные аспекты диалогической речи и тем самым обозначить объект исследования и возможные подходы к его изучению. Одним из первых печатных трудов, касающихся феномена диалога, была работа 1929г. «Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке» [Волошинов 1993], изданная под фамилией его ученика В.Н. Волошинова. Здесь мы находим основные тезисы, касающиеся диалогической речи, развитые в более поздних работах 50-х годов [Бахтин 1996, 2000].

Говоря об обмене высказываниями, уже в ранних работах М.М. Бахтин отмечает мысль об активности обоих участников диалога, ориентированности речи на собеседника, о влиянии социальной среды на высказывание в целом и выбор определенной формы высказывания в частности. Таким образом, мы видим зарождение так называемой теории речевых жанров.

Как показывает анализ современных работ по исследованию диалога, многие из них плодотворно развивают идеи М.М. Бахтина. Мы полагаем, что в области коммуникативной лингвистики выделились некоторые направления в изучении диалога, взаимосвязанные между собой. Их, по меньшей мере, выделяется три:

1. Структурно-смысловой аспект диалоговедения, включающий в себя изучение структуры диалога и условий его существования.

2. Коммуникативно-ролевой аспект диалоговедения, ориентированный на исследование типов диалога, участников коммуникации и их взаимоотношений.

3. Интенциональное диалоговедение, в центре внимания которого стоит исследование целевого назначения диалогической речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: