Семантизация морфем и словообразовательный повтор

Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:

добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия до отрицательного состояния ),

убегаться (убавление ),

отбегаться (конец),

избегаться (исчерпанность ),

выбегаться (полная исчерпанность действия).

– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

3.Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.

– Выразительно прочитайте стихотворение, объясните его название.

– Какова роль повтора слов одной модели в этом тексте? Выпишите эти слова. Какие из них являются авторскими образованиями? Что обозначают эти слова и для чего, по-вашему, их создал поэт?

Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, –
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
(К. Бальмонт)

 

Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия.)

Отсеребрилась, отзвучала...

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

А. Блок

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

С. Есенин

Вывод:семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.

Окказионализмы

Прочитать подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)

  • Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин)
  • Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин)
  • Доктор выслушал младенца,
    А потом и говорит: «Инфлюэнца,
    Симуленца, притворенца, лодырит»
    (С. Маршак)

– С какой целью автор использует окказионализмы?

(Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)

– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность

Дополнительно:

1. Приём ложной этимологизации слов.

Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно.

Например:

Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? У ченик: Это когда в телегу запряжено трое коней.

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.
– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.
– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.
– А что ты под этим понимаешь?
– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно.
(И. Грекова.)

 

(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)

2.Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства языка.

Синтаксиссинтаксические средства: инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, парцелляция, риторические фигуры и т.д.

Морфологияморфологические средства: части речи и их выразительные возможности

Лексикалексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы и др.), тропы

Словообразование, морфемика → морфемы субъективной оценки

Фонетика→ фонетические средства языка: аллитерация, ассонанс

Стилистические возможности словообразовательных средств языка

«Разговорный стиль. Функция общения».

Суффиксы: -ак (-як) добряк -аст глазастый и др.

-ан (-ян) старикан

-тяй лентяй

-ыш глупыш

-ш (а) парикмахерша

«Публицистический стиль. Функция воздействия».

Приставки: Суффиксы:

а- (аморальный) -изм (гуманизм)

анти- (антиобщественный) -ист (гуманист)

де- (демобилизация) -изаци(я) (гуманизация)

меж- (межотраслевой)

Корни:

обще - (общепринятый)

все - (всеобъемлющий)

«Научный стиль. Функция сообщения».

Суффиксы с отвлеченным значением.

-аци (я) эксплуатация

-ени (е) рассмотрение

«Художественный стиль. Функция воздействия».

Весь арсенал средств, включая уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением: «серенький, книжонка».

«Официально-деловой стиль. Функция сообщения».

Отсутствуют изобразительно-выразительные средства языка. Присутствуют стилистически нейтральные морфемы.

Выводы:

- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов (это мы видели на примере слов «книжонка», «книжечка»), выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Художники слова используют оценочную лексику для создания психологического портрета, для того чтобы выразить свое отношение к герою

Вывод (записать):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: