Кому и что (не) надо объяснять

1. Надо ли убеждать кого-то?

Вряд ли вы будете эффективны, если будете настойчиво или страстно убеждать кого-то в справедливости идей, которых придерживаетесь вы сами.

Слайд 93

Поступайте этнологично (то есть еще круче, чем экологично) – признавайте, что у той другой позиции есть свои резоны, есть своя правда. Даже отметьте (а лучше уточните и поговорите) о том, какие преимущества дает его позиция. Далее укажите на возникающие трудности и спросите, как он представляет пути их снятия или решения. Далее с помощью уточняющих вопросов вместе с ним ищите решения для обозначенных трудностей. Даже если найденной вами решение не соответствует тому, которого придерживались вы, то это может быть понято тоже положительно: а) или как то, что вы остановились на какой-то промежуточной позиции, и надо дать время вашему оппоненту свыкнуться с ней, прежде чем двигаться далее; б) или как то, что вы уточнили/видоизменили свою точку зрения, сделав ее богаче, включив в нее новые варианты решений; в) или как то, что вы обнаружили частичную ошибочность прежних своих представлений и изменили их, но поскольку вы не озвучивали перед оппонентом своей позиции (похвалите себя за эту осторожность!), то ее изменение осталось для него незамеченным. В любом из обозначенных вариантов выиграли вы оба! Ребята, именно в этом искусство отношений между цивилизованными людьми – договариваться в споре, а не добиваться в борьбе.

Слайд 94

2. Надо ли все объяснять?

Что значит «объяснять»? Посмотрите в толковые словари, там сущность этого действия не раскрыта, дано лишь значение слова. В рамках этнических задач объяснить чаще всего означает: а) найти или указать причину для каких-то событий или чьих-то действий, б) найти на кого возложить ответственность (нередко вину) за некие явления или события (в архаике это поиск «козла отпущения»).

И тут есть одна красивая ловушка, почти водоворот. Люди жаждут объяснений, людям нужно понимание, люди требует назначить ответственность (на людей или хотя бы на явление, например, стихийное). Степень истинности объяснения не имеет значения, важно наличие объяснения как такового. Напомню об этническом фаворитизме – успехи приписывают себе или своей нации, а неудачи и злые намерения – другим. Это самый легкий путь – архаический (практически первобытный).

Слайд 95

Другой путь – новая цивилизационная тенденция – научиться жить в условиях неполной ясности, а иногда и сильно выраженной неопределенности. По проблеме неопределенности сейчас в мире ведется множество исследований, только в нашей стране уже проведены несколько конференций (а это десятки докладов на каждой!). Так вот, поскольку именно вам строить будущее, вам надо бы быть готовым жить в условиях неопределенности и неполного понимания. Это была бы неплохая способность, хорошо работающаякомпетентность.

Современные исследования показывают, что личность – это инструмент цивилизационного развития, позволяющий редуцировать неопределенность, выбирать из множества возможных решений минимально достаточное количество. Правда, достигается это решение ценой взятия на себя ответственности за последствия своих решений. Есть круг рода занятий, которые в наибольшей степени находятся на острие цивилизационной тенденции жить в условиях неопределенности, извлекая из нее социально полезный продукт. К ним относятся предприниматели, руководители, политики, деятели культуры, психологи-консультанты и т.п.

Стремление внести «полную» ясность чревато серьезными ошибками. У человека очень ограничены ресурсы для всестороннего понимания, что особенно справедливо для рационального (интеллектуального) понимания. Поэтому в ряде случаев достаточно ограничиться предчувствием или даже верой. Да, собственно, мы так и делаем, только путаем одно с другим: предчувствие и предположение принимаем за надежное знание, а веру за истинное понимание.

Слайд 96

Новое в нашем предложении состоит в том, чтобы (следите за шагами этой мысли):

· каждый раз

· по возможности ясно и точно

· понимать

· что я хорошо знаю

· что я лишь предчувствую, опираясь на не вполне стойкие основания

· что я принимаю на веру

Слайд 97

Прислушайтесь, как меняется ваше состояние как решателя проблемы:

1) это – я знаю точно,

2) это – еще требует уточнения,

3) а это – лишь мое верование (допущение, которое мне нравится или которое мне выгодно)

Следовательно, на одно (1) я уверенно опираюсь, второе (2) еще требует своей доразведки, проверки, а третье (3) я просто держу при себе и никому не впериваю (пусть грубовато, но это именно так – навязывать то, что принято на веру, есть насилие! – приходится вытеснять иное верование).

Мы знаем, что этнических кавказцев можно легко узнать в толпе внешне, по характерным особенностям внешности. На это утверждение мы можем опираться. Следующее утверждение «все кавказцы плохо или с акцентом говорят по-русски» нужно проверять. Наверняка есть представители этого этноса, которые говорят по-русски лучше, чем этнические русские.

И третье утверждение «все кавказцы агрессивны и постоянно хотят самоутвердиться за чужой счет». Это верование очень субъективно. Оно может быть основано на нескольких новостях из СМИ, рассказах знакомых и даже на личном опыте. Да, уверен, что такие кавказцы есть. Но переносить это признак на всю генеральную совокупность – это ошибка! Причем ошибка, разжигающая этническую рознь. Потому что человек с таким верованием может предвзято относится ко всем кавказцам, и в какой-то ситуации проявить агрессию на упреждение, неправильно оценив ситуацию.

Слайд 98

3. Как быть с толерантностью?

Договоримся о следующем понимании толерантностиэто осознанно уважительная терпимость, ориентированная на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность воспитывается путем самостоятельного преодоления или ослабления нетерпимости и неприятия «чужого». Для этого требуются волевые усилия по ослаблению реакции на неблагоприятные явления в межрелигиозных, межнациональных и межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию.

Все хорошо, но в меру, как говорят, «без фанатизма». Толерантность этническая не обязывает вас быть толерантным к хамству, социальным отклонениям или тем более к преступлению. Это будет вашим выбором, вашей личной позицией. Здесь важно задать вопрос, на который каждому из нас так или иначе требуется отвечать на своем жизненном пути. И каждый такой выбор определяет конкретно вашу жизненную тропу – совершив выбор (поступок), мы определяем какой-то фрагмент своей жизни, а через него и всю остальную ее часть.

Слайд 99

Главный аргумент – гены!

Ну а теперь, уважаемые коллеги – самое важное! Главный аргумент в этнических конфликтах, с которым следует разобраться, это роль наследственности в определении своей национальности. Глубокое убеждение большинства граждан состоит в том, что национальность ребенка определяется тем, какой национальности были его родители. И что главная причина в том – наследственность. В смысле генетическая наследственность.

Казалось бы, что это очевидно неверно, в особенности для межнациональных браков. Но люди слабо осознают, что даже если у ребенка родители принадлежат одному этносу, это не обязательно определяет этническую принадлежность ребенка. И именно по причине генетической наследственности. Посмотрим фильм-аргумент.

Слайд 99 – смотрим фильм «Путешествие генов»

 

Слайд 100 – перерыв

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что ребенок как правило принадлежит к тому этносу, к которому принадлежат его родители, но не «потому что гены», а потому что наследственность – но наследственность культурная!

Если же родители разной национальности, то ребенок имеет возможность выбирать, к какой национальности себя причислить. Вот этот момент причисления мы и называли с вами выше этнической идентификацией, а результат причисления (идентификации) – этнической идентичностью.

Если хотите исследовать свой этнический фундамент, наберите в поисковиках «Узнать свой геном» или «Узнать свой этнический состав».

Слайд 101


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: