Что предстоит на летней сессии?

 

Будет проведено одно практическое занятие, к которому надо подготовиться так же, как рассказано выше. На этом же занятии будет проверяться знание генеалогической классификации языков– контрольная работа (15 языков на 10 минут).

Завершается курс экзаменом (см. вопросы и требования в папке для подготовки).

Удачи. До встречи.

 

Татьяна Васильевна Симашко

 


ЗИМНЯЯ СЕССИЯ

МОДУЛЬ 6. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Лекция – диалог. Возникновение и ф ункционирование языка в обществе

План

1. Возникновение и развитие конкретных языков как вопрос исторического языкознания.

2. Язык племени, язык народности, язык нации.

3. Территориальная и социальная дифференциация языка.

4. Понятие о литературном языке, основные его признаки.

5. Взаимосвязь языка и культуры. Язык художественной литературы.

 

Практические задания

(выполнить письменно)

 

1. Приведите аргументы к тезису «История общества – общий стимул развития языка».

2. Раскройте соотношение процессов дифференциации и интеграции языков в различ­ные исторические эпохи.

3. Назовите особенности языков и диалектов на разных этапах развития человечества.

4. Заслушивание 3 сообщений, подготовленных по данным планам (1–2 мин.): Исполь­зование в качестве государственного 1) одного национального языка в пределах одного государства, 2) двух и более национальных языков в пределах одного государства, 3) одного национального языка для нескольких стран (привести не менее 2 примеров).

Примечание. Привести конкретно языки и страны, в которых они используются в качестве государственного (государственных), указать причины сложившихся ситуаций, выяснить из литературы степень их востребованности в обществе.

5. Основные признаки литературного языка. Назовите различия между литературными языками донациональной эпохи и литературным языком на национальной основе (не забудьте выяснить причины наличия «чужих» литературных языков во многих государствах дона­ционального периода).

6. Обоснуйте положение о том, литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы, вспомните, какая основная функция языка реализуется в произ­ведениях художественной литературы, приведите примеры.

7. Приведите две единицы (слово, фразеологизм, предложение), являющиеся носи­телямилингвокультурологического смысла. При подготовке к вопросу вы можете почитать указанную в литературе работу В.А. Масловой или краткую копию из этой работы, данную в папке «Материалыдля подготовки»


Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001 (или М., 2010). Электронные ресурсы: режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.

Б) дополнительная

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

В) Интернет ресурсы

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

http://www.gumer.info

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Г) периодические издания

Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/

Русская речь (журнал)

МОДУЛЬ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ МИРА,

АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

ПЗ № 1. Артикуляционная классификация звуков языков мира.

Суперсегментные единицы и просодические явления

План

1. Понятие об отличиях основных и дополнительных признаков в общей классифи­кации звуков языков мира.

2. Различия между гласными и согласными звуками: акустическое, артикуляционное, функциональное.

3. Основные признаки согласных и гласных звуков, их дополнительные признаки.

4. Позиционные и исторические чередования. Типы комбинаторных изменений.

5. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока: фраза, синтагма, их качественное отличие друг от друга.

6. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики.

7. Слог, проблема его определения. Типы слогов.

8. Просодические явления: ударения и интонации, их особенности в разных языках мира.

 

Практические задания

(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)

1. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам (строго по схеме, см. в в файле «Схемы и образцы анализа») в следующих словах: чаща, тюк, хор, ошибка, ёж.

2. Разграничьте фонетические изменения (позиционные чередования) и исторические чередо­вания звуков в корневых морфемах: луглугалужок; посадкапосадокпосажу; вождениепроводывыпроваживатьведувести.

3.Определите тип комбинаторных изменений: сёк, коробка, февраль (из старого – феврарь), Ларивон (лит. – Ларион), минералогия (из минерало­логия).

4. Данный ниже текст намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова (обозначьте знаками, принятыми в транскрипции). Объясните, зависит ли смысл текста от особенностей членения текста.

Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую.

5. Затранскрибируйте текст, определите проклитики и энклитики.

Куд а бы / нас / ни бр о сила /судьбина

И сч а стие / куда б/ ни повел о,

В се / т е же / мы.

(А.С. Пушкин)

6. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме (см.: в учебном пособии Т.В. Симашко на стр. 59).

 

Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.


Б) дополнительная

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.

В) Интернет ресурсы

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

 

МОДУЛЬ 4.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: