ОЗО ИЯ, 1 курс
Татьяна Васильевна Симашко – профессор кафедры
общего и германского языкознания (ауд. 209; simashkotv@yandex.ru)
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Общий объем часов дисциплины – 108 часов
Аудиторная работа – 16 часов (6 ЛК + 10 ПЗ)
Выполнение КоР (одна, срок выполнения – до 20 декабря 2017)
График работы
Зимняя сессия: 4 час. ЛК + 2 часа Лекция-диалог + 8 час. ПЗ +Получить КоР и распределить по вариантам между студентами.
Летняя сессия: 2 часа ПЗ + КоР (10 мин.) + экзамен.
Примечание: ЛК = лекции, ПЗ = практические занятия, КоР = контрольная работа.
Уважаемые первокурсники!
Обратите, пожалуйста, внимание на соотношение объема часов, отведенных в целом на дисциплину (108 час.) и аудиторные занятия (16 час.). Это говорит о том, что значительный объем материала вам необходимо освоить самостоятельно. Чтобы разобраться во всех темах, потребуется много сил и времени. Но если вы хотите, чтобы обучение, как и результаты на экзамене, были успешными, то вам надо заняться подготовкой сразу же после установочной сессии. С целью помочь вам в освоении вопросов курса, высылаю различные материалы и предлагаю график работы. Готовясь по темам, делайте для себя краткие (своими словами) записи. Это вам поможет потом в подготовке к экзамену.
|
|
Что нужно сделать до зимней сессии?
До зимней сессии надо подготовиться к лекциям и практическим занятиям.
1. Подготовка к ЛК № 1, № 2, № 3.
Советую вам прочитать материалы, данные в указанных далее модулях учебного пособия Т.В. Симашко «Введение в языкознание» (высылаю его компьютерный вариант в папке «Материалы для подготовки студентам»). Пособие написано для студентов очной формы обучения, поэтому на указанные в модуле часы можно не обращать внимания. В разделе каждого модуля есть
– План, который включает ключевые (главные) вопросы темы;
– Методические рекомендации, учебные материалы, в которых разъясняются некоторые сложные понятие, конкретизируются изучаемые вопросы и подчеркиваются те из них, которые особенно важно посмотреть в учебниках по данной дисциплине (советую вам заранее взять в библиотеке учебники);
– Вопросы для самопроверки и задания – подумайте над ними. Проверьте сами себя. Если будут сомнения, можно их обсудить в зимнюю сессию.
– Терминологический минимум – в этом разделе приводятся термины, определение которых вам следует хорошо выучить. См. файл «Основные термины по курсу» (в папке «Материалов…»).
– Основная литература, Дополнительная литература – вы можете использовать любой учебник, независимо от того, в каком из списков он стоит (в основном или дополнительном).
|
|
Остальные модули построены аналогично. Обращаю ваше внимание на то, что сведения, данные по первому модулю, важны при подготовке к другим темам.
Из первого модуля особое внимание следует уделить следующим вопросам:
1. Общение как одна из разновидностей деятельности человека. Специфические черты речевой деятельности.
2. Внутренняя речь как механизм речемыслительной деятельности человека, ее основные черты.
3. Взаимосвязь внутренней и внешней речи (генетическая и функциональная). Виды речевых действий.
4. Разграничение понятий языка и речи, их особенности и взаимосвязь.
5. Понятие о знаке. Особенности языка как знаковой системы в кругу других знаковых систем.
6. Структура языка. Отношения между единицами одного уровня и межуровневые отношения. Деривационные отношения.
Подготовка по этим вопросам необходима, во-первых, потому, что часть из них будет обсуждаться на лекции и вы сможете принять в этом участие, во-вторых, если какой-то вопрос особенно был труден, то вы сможете его задать – устно или приготовить письменно, чтобы я смогла сориентироваться и помочь вам в этом разобраться. Это же относится и к тем вопросам, которые не будут обсуждаться на лекции.
Из второго модуля «Фонетический строй языков мира, аспекты его изучения» надо подготовиться по вопросам, данным во второй и третьей темах данного модуля – «Производство и восприятие звука», «Акустический аспект изучения звуков речи»:
1. Роль центральной нервной системы в производстве и восприятии звуков речи.
2. Устройство речевого аппарата. Роль различных органов речи в производстве звуков.
3. Активные и пассивные органы речи.
4. Понятие об артикуляции, три фазы процесса артикуляции.
5. Определение звука речи с акустической точки зрения. Понятие тона и шума.
6. Количественные характеристики звуков, их лингвистическая интерпретация.
7. Тембр звука как индивидуальное качество его акустических признаков.
Из четвертого модуля «Лексический состав языка, аспекты изучения.Морфемика и словообразование» познакомьтесь с материалом по следующим вопросам:
1. Три стороны слова (по учению А.А. Потебни);
2. Структура значения слова.
3. Семантическая структура многозначного слова.
4. Грамматическое значение слова.
5. Грамматические значения и грамматические категории.
6. Способы и средства выражения грамматического значения.
Надеюсь, что вы постараетесь разобраться с названными вопросами. В этом случае вы сможете лучше воспринимать рассматриваемые вопросы. А это значит, что будет возможность рассмотреть больше сложных случаев. Поэтому сказанное в ваших интересах.
Третья лекция в зимнюю сессию – особая, в ней вы должны принять более активное участие. Это лекция-диалог, а значит, необходимо до зимней сессии выполнить письменно все задания, данные в плане, так как вам придется участвовать на занятии в рассмотрении всех вопросов. Чтобы подготовиться к этой теме прочитайте материал модуля 6. Язык и общество. Однако этого недостаточно. При подготовке необходимо использовать один из учебников, предложенных в плане, а также три файла в папке «Материалы…», название которых начинается словами «лекция-диалог».
2. Подготовка к ПЗ № 1, № 2, № 3,№ 4.
На зимней сессии будет четыре практических занятий. По каждой теме дан План, в котором обозначены ключевые теоретические вопросы, их надо освоить, а затем приступить к выполнению практических заданий. По всем вопросам под заголовком «Практические задания», как и указано в них, следует дать краткие письменные ответы. Выполняя эти задания, надо посмотреть файл «Схемы и образцы анализа». Если в нем приведены образцы того или иного анализа, то необходимо выполнять их строго по образцу. Это требование относится и к выполнению контрольной работы.
|
|
Предварительная подготовка по вопросам курса необходима еще и потому, чтобы вы могли бы выяснить те из них, которые трудно воспринимаются. Тем более что практических занятий в зимнюю сессию не будет, а контрольная работа (выдаваемая на дом) включает вопросы по всему курсу.
КоР содержит вопросы по всем разделам (см. тексты КоР в 20 вариантах – каждому студенту по одному). Вы ее должны не только представить к указанному сроку, но и быть готовыми обсудить со мной ее выполнение на экзамене.
В «Материалах…» представлено много, с моей точки зрения, полезных материалов. Посмотрите их все. Особо надо сказать о теме «Генеалогическая классификация языков» (см. соответствующий файл). Там приведено распределение языков по семьям, для некоторых языков указаны группы, а для славянской и германской – подгруппы. Кроме того, приведена характеристика древних языков. Весь этот материал надо выучить на память. Не призываю зубрить – разберитесь, поймите, почитайте в учебнике, например, А.А. Реформатского. В список языков для запоминания входит незначительная часть из тех, которые известны на земле. В основном отобраны языки народов нашей страны, наших соседей и древние языке, оставившие заметный след в истории человечества.