Таблица. Основные типы рыночных структур:
Типы рыночных структур | Кол-во фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Совершенная конкуренция | Множество фирм | Однородная | Отсутствует | Отсутствует |
Чистая монополия | Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) | Однородная продукция | Высокие | Полный |
Олигополия | Малое кол-во фирм | Однородная или с незначительной дифференциацией | Высокие | Частичный |
Монополис-тическая конкуренция | Множество фирм | Разнородная продукция | Низкие | Слабый |
В условиях монополистической конкуренции фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта.
Существуют четыре главных вида дифференциации продукта:
1) различия в местоположении (магазина, аптеки, кафе и др.);
2) различия в качестве продукта;
3) различия в обслуживании клиентов;
4) различия с точки зрения субъективного имиджа товаров.
В условиях олигополистического рынка возможны как «ценовая война» - постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов, так и тайные сговоры - негласные соглашения о ценах, объемах продаж и др. способах ограничения конкуренции. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Доминирующая фирма (ценовой лидер) проявляет инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру.
В условиях монополии – организации рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара при полном отсутствии близких ему заменителей, имеет место наибольший контроль над ценой.
Поведение монополии на рынке: монополист ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной (price searcher). Монопольная цена выше того уровня, который был бы при совершенной конкуренции, в этом заключается наносимый обществу ущерб.
При монополистической конкуренции важную роль играют неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность купить товар в рассрочку, наличие и отсутствие гарантийного ремонта и др.
По критерию источника монопольной власти монополии выделяют:
- Естественные монополии – возникают благодаря обладанию уникальными экономическими ресурсами или формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (в таком случае их называют также технологическими монополиями). Примеры: местное обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожный транспорт. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов.
- Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты, авторские права или ограничение на торговлю иностранными товарами.
- Искусственная монополия – возникает на основе сговора между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающего ситуацию на рынке в близкую к натуральной монополии.
- Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений для вхождения в отрасль.
- Монопсония – ситуация, когда на рынке существует один покупатель (частный случай монополии). Монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции и устанавливает ее ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.
По российскому законодательству безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим.