Разработка литературных игр

К сказке «Мешок яблок» можно предложить игры:

1. «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки.

2. «Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки. Например, среди пословиц (без беды друга не узнаешь; без друга в жизни туго; верному другу цены нет; дружба не гриб, в лесу не найдешь; кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен; нет друга – ищи, а нашел – береги; нужда сдруживает; птица сильна крыльями, а человек дружбой; сам пропадай, а товарища выручай; старый друг лучше новых двух) нужно выбрать пословицы, которые наиболее подходят морали сказки «друг познается в беде».

3. «Веселые скороговорки» – быстрое проговаривание текста:

- Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты, заяц, рад? - Рад, что зубы не болят. - Волки, вы ли ночью выли? Возле леса вы ли были? - Вы спросили, были мы ли? Были, ноги в речке мыли.
   
Прорычал медведь в берлоге. Прорычал барсук в норе. Промычали, промолчали. И проснулись на заре. Три козы Среди лозы Схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь. А где лоза?
   

4. «Кто это?» – отгадывание загадок:

Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса. Там зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? (Зайка) Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
   
Заяц зайцу говорит: - Мне б его да аппетит! - В аппетите мало толку, Мне бы зубы, как у… (… волка) - Сжался ты – не развернёшь, – На клубок, на мяч похож. Сто иголок, а не шьёшь. - Не хочу, – ответил… (Ёж)
   
Есть рога, а не баран, Хвост свечой, а не белка, Не корова, а молоко даёт. (Коза) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает.   (Крот)
   
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хриповатая, Известная персона – Это… (Ворона) Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.   (Медведь)

Шпаргалки для взрослых».

Биография писателя

Сутеев Владимир Григорьевич

русский детский писатель,

художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор

(1903-1993).

Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в семье врача. Отец был очень талантливым человеком, он не только лечил людей, но и увлекался живописью, пел в Благородном дворянском собрании, часто читал вслухсвоим сыновьям. Владимир был старше своего брата и научилсячитать очень рано. Довольно внушительную книгу Жюля Верна «Танственный остров » он прочитал самостоятельно в возрасте пяти лет. Как и все дети, Володя в детстве обожал рисовать.

Став взрослым, Владимир выбрал для учебы инженерно-строительный факультет Высшего технического училища, но очень скоро, в 1924 году, перешел в Институт кинематографии. ТакСутеев стал художником-мультипликатором и одновременно работал художником. Его рисунки публиковались в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», он иллюстрировал детские книжки. Шутливое слово «мультики» стало для Сутеева серьезной работой, с 1936 годаон – режиссер на киностудии «Союзмультфильм», создает мультфильмы «Муха-Цокотуха», «Шумное плавание». Он сделал около сорока сценариев к мультфильмам.

В суровые годы Великой Отечественной войны Сутеев работал на киностудии «Воентехфильм». А после войны начал работать в издательстве «Детгиз», где иллюстрировал книги детских писателей: Корнея Чуковского, Джанни Родари, Тимофея Белозерова, АгнииБарто...

Позднее художник выступил в роли писателя, делая содержательные, поучительные подписи к своим красочным рисункам.

Его первая книга называлась очень просто – «Сто картинок». Это картинки-сценки об изобретательных кошках и собаках, ежах и утках. Рассматривая их, невозможно не улыбнуться. Недаром одно зарубежное издательство, публикуя книжку у себя в стране, дало ей название «Сто смешных картинок».

А книги В. Сутеева переведены на 36 языков мира, изданы миллионными тиражами в разных странах, их любят не меньше, чем мультфильмы. Его главная книжка называется «Сказки и картинки». Сказки поэтичны и добры, фантазия переплетается с реальностью, написаны они для самых маленьких, в них присутствует обязательный воспитательный момент.

Рассказывая читателям о разных животных, писатель знает, как любят малыши подражать языку птиц и зверей. Персонажи Сутеева думают, реагируют на происходящие события по-разному. И каждый персонаж делает это по-своему: зайцы всегда торопыжки, ежи – рассудительны, петухи – надменны, кошки – капризны...

А почему же художник решил стать писателем? Потому что «веселых авторов, пишущих для малышей, намного меньше, чем «веселых» художников». Сутеев вспоминает, что вырос «среди шуток и веселья» и, возможно, ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. Аможет, все дело в его секрете – ведь писал он правой рукой, а рисовал левой.

 

Список литературы о жизни и творчестве В. Сутеева

Вдовина, И. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / И. Вдовина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С.2-5. – (Библиотечка учителя).

Бегак, Б. Чувство детства / Б. Бегак // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6. – С. 67- 69.

Ганкина, Э. З. Художник в современной детской книге: очерки / Э. З. Ганкина. – Москва: Советский художник, 1977. – 215 с.

Ивлева, Л. «Весёлые рассказы помогают жить...»: художник-иллюстратор В. Г. Сутеев / Л. Ивлева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 1. – С. 16-18.

Ильючик, М. Авторские сказки: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / М. Ильючик // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 6-8. – (Библиотечка учителя).

Коваленко, Н. Твой любимый художник: знакомство с иллюстрациями для детей 7-8 лет / Н. Коваленко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 5. – С. 48-49.

Космачева, Т. Кто сказал «мяу»?: музыкальная сказка по рассказу В. Сутеева / Т. Космачева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С.115-124.

Папорова, Т. Просто волшебник / Т. Папорова // Пионерская правда. – 2003. – 4 июля (№ 25). – С. 7.

Паутова, Н. Цыпленок и утенок: интегрированное занятие для детей 3-4 лет / Н. Паутова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 12. – С. 54-56.

Перкова, Т. «Я счастлив, что посвятил себя детям»: детский писатель В. Сутеев / Т. Перкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 58-63.

Смирнов, А. Художники «Мурзилки». 1924-2013: юбилеи / А. Смирнов // Юный художник. – 2013. – № 11. – С. 12-13.

Сутеев, Владимир Григорьевич // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – Москва: Либерея, 2000. – С. 315-318: ил. – (Альманах «Приложение к журналу «Библиотека»).

Федосова, Т. Г. Сутеев – художник и автор сказок / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 33-40. – (Чтение художественной литературы).

Щербинина, Ю. Грибок: сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 45-46.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: