Данная форма организации НОД предусматривает активную деятельность детей по изменению исследуемых объектов. Она направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем.
Дети любят разные виды экспериментов (например, мыслительный: он подразумевает действия в уме). Но самые интересные эксперименты – опыты с настоящими предметами и их свойствами (водой, льдом, снегом, воздухом и т. д.), которые помогают ребенку понять существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д.
Алгоритм проведения НОД (по А.И. Ивановой):
· постановка исследовательской задачи (дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются с этим самостоятельно);
· прогнозирование результата (относится только к детям старшего дошкольного возраста);
· повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
|
|
· распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), которые помогают организовать работу сверстников, комментируют ход и результаты совместной деятельности воспитанников группы (относится только к детям старшего дошкольного возраста);
· проведение эксперимента (под руководством воспитателя);
· наблюдение результатов;
· фиксирование результатов;
· формулировка выводов (детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно).
Фрагменты НОД: детское экспериментирование
Коллекционирование
Кто из детей не любит собирать камушки, листики, магнитики, фантики, куклы, машинки, открытки, салфетки, даже то, что взрослые считают мусором! Коллекционирование – одно из древнейших увлечений. Оно представляет собой собирание предметов, не имеющих прямого практического использования, но способствующих размышлению.
Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в ходе режимных моментов и НОД. Собирая коллекцию, они хотят узнать как можно больше о своих экспонатах.
Достоинство коллекционирования как формы НОД – интегрированность, т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Коллекционирование раскрывает у дошкольников творческий потенциал, пробуждает любознательность и познавательную активность. Дети учатся классифицировать предметы, осваивают родовидовые отношения, расширяют представления о видовом разнообразии в природе и рукотворных предметах.
|
|
Воспитатель, организуя НОД с использованием коллекционирования, обращается к материалу, легко поддающемуся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы он может быть реальный (например, образцы минералов) или образный (карточки с изображениями различных видов транспорта, растений, животных, строительных сооружений, профессий, природных ландшафтов, времен года, музыкальных инструментов, видов спорта и др.).
Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут сходства и различия между объектами, определяют в ходе беседы возможные основания для их группировки.
Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Она представляет собой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами. Воспитатель в ходе обсуждения с детьми вписывает в графы названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт: воздушный, водный, наземный).
Алгоритм проведения НОД с использованием классификационной таблицы:
· обсуждение реального или образного события;
· постановка цели коллекционирования (создания коллекции);
· анализ-сравнение, активное обсуждение материала;
· работа в подгруппах: группировка (классификация) и закрепление небольших иллюстраций в классификационной таблице;
· вывешивание классификационной таблицы на стене в групповом помещении;
· дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности.
Данные формы организации НОД побуждают ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Объектами для нее становятся все предметы окружающей действительности, которые он может познавать, оперируя различными средствами. Это важно для формирования интеллектуальной компетентности, креативности, самостоятельности, умения работать в паре и малой группе.
Примеры конструктов НОД c использованием технологий «Путешествие по карте» и «Путешествие по реке времени», разработанные педагогами МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» г. Красноуфимска, представлены в приложении 1, приложении 2 соответственно.
Исследовательская деятельность детей не ограничена перечисленными формами. Педагог может дополнять и расширять их, используя свои личные наработки и опыт коллег.
Приложение 1
Конструкт организации НОД
с использованием технологии «Путешествие по карте» 2
Тема: «В гости к кенгуру (в Австралию)».
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Задачи:
· обучающие:
· сформировать у детей представление об Австралии как части света, познакомить с ее ландшафтом, занятиями жителей (овцеводством, охотой аборигенов), животными;
· учить составлять синквейны;
· расширять знания о видах транспорта;
· развивающие:
· развивать с помощью географической карты представления о земном шаре;
· совершенствовать речь, умение свободно и четко высказывать мысли;
· развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, в ходе эксперимента, с помощью книг и т. д.);
· воспитательная: воспитывать уважительное и бережное отношение к представителям животного мира планеты.
Предварительная работа:
· чтение художественной литературы (сказки Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру», А. Макалистер, Ч. Фьюдж «Вот ты где, Вомбатик!», Л. Риис «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги-эму»);
· поиск информации детьми совместно с родителями о животных Австралии: коале, эму.
|
|
Планируемые результаты:
· воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
· используют развернутые формы речи для выражения мыслей, чувств и желаний;
· проявляют любознательность;
· принимают решения, опираясь на свои знания и умения.
Оборудование: презентация «Путешествие в Австралию»; карта для детей «Животный и растительный мир земли», сундучок с контурными картами (по количеству детей), иллюстрации с изображением различных видов транспорта, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал), карта Земли (или глобус), цветные флажки для прокладывания маршрута на карте (или маркеры), бумажные бумеранги «оригами» (по количеству детей), аудиозапись «Звук взлетающего самолета»; аудио- и видеоаппаратура.
Ход деятельности: