Детские исследования: содержание и алгоритм проведения

Комина А.А.
заместитель заведующего МБДОУ детский сад 6 г. Красноуфимска
Назарова О.И.
воспитатель МБДОУ детский сад 6 г. Красноуфимска
Дубакова Е.В.
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад 6 г. Красноуфимска

Каждый ребенок по своей природе – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Все чаще они получают готовую к применению информацию. Организация каких исследований позволит педагогам создать условия для самостоятельного приобретения детьми новых знаний и умений, читайте в данной статье.

 


Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.А. Тимирязев

 

Фрагмент НОД «Путешествие по России»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

Культурная среда, в которой живет и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.

Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. Они ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Следуя современным требованиям к организации образовательной деятельности, педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» г. Красноуфимска акцентируют внимание на исследовании детьми объектов окружающего мира и экспериментировании с ними.

В процессе исследования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность, почувствовать себя первооткрывателями, проявить самостоятельность, ответственность. При этом педагог выступает равноправным партнером, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

При организации непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) педагоги используют доступные и интересные дошкольникам формы, определенные «типы исследования» 1. Рассмотрим подробнее их содержание и алгоритм проведения.

«Путешествие по карте»

Данная форма организации НОД предполагает формирование у детей представлений о пространстве и пространственных отношениях (о сторонах и частях света, места на карте мира родной страны).

Ее цель – создать условия для развития у дошкольников естественно-научных представлений об окружающем мире, формирования его целостной картины.

Варианты тем НОД (по Н.А. Коротковой) могут быть такими: «Поверхность Земли и стороны света», «Северные земли и их обитатели», «Часть света – Африка (вечное лето)», «Часть света – Антарктида (вечная зима)», «Часть света – Европа (Азия, Австралия, Америка)», «Наша страна Россия», «Океаны и их обитатели (подводный мир)».

Алгоритм проведения НОД:

· выбор пункта назначения;

· выбор средства передвижения;

· определение маршрута (по глобусу и карте (возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте);

· выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути (высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности);

· познавательно-исследовательская деятельность (программа путешествия);

· подведение итогов (подтверждение или опровержение высказанных предположений; выяснение того, что дети узнали нового).

Содержание НОД зависит от темы. Например, для введения в тему «Путешествие в Австралию» воспитатель предварительно читает детям сказку Р. Киплинга «Приключения старого кенгуру».

В процессе НОД дети находят на карте (глобусе) Австралию и отправляются в воображаемое путешествие в гости к кенгуру, выбрав подходящий вид транспорта и наметив на карте маршрут.

Во время «путешествия» они рассматривают карточки-иллюстрации с животными Австралии (кенгуру, коалу, страуса эму, дикую собаку динго), сравнивают их (чем похожи, чем различаются).

Воспитатель и дети обсуждают, как животные приспосабливаются к среде обитания (сильные ноги у кенгуру и страуса – чтобы бегать по степи и пустыне, длинные когти у коалы – чтобы лазить по деревьям за кормом и т. д.).

Педагог показывает дошкольникам картонную модель бумеранга – кривого охотничьего ножа австралийцев, рассказывает, как он летает. Потом предлагает каждому ребенку вырезать свой бумеранг из картонных заготовок и поупражняться в его бросании. Эта игра вызывает у детей большой восторг.

«Путешествие по реке времени»

Данная форма организации НОД предполагает формирование у детей представлений о времени и временных отношениях (о понятии «историческое время»: дети на примерах материальных объектов цивилизации узнают, что такое прошлое и настоящее). Она впервые предложена Н.А. Коротковой как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ее цель – создать в воображении дошкольников целостные образы из истории человечества через «метки»-символы материальной цивилизации.

Варианты тем НОД (по Н.А. Коротковой) могут быть такими: «История танца», «История обуви», «История семьи», «Настоящее и прошлое человечества», «История жилища и бытоустройства», «История огня (освещение и тепло)», «История сухопутного транспорта», «История мореплавания и воздухоплавания», «История письменности (книгопечатание)», «История коммуникации (почта)», «История профессий», «История одежды» и др.

Отправной момент исследования – реальные или смоделированные события. Например, Олимпийские игры станут поводом для «Путешествия в историю спорта»; демонстрация дошкольникам старинной керосиновой лампы (или перьевой ручки) – для «Путешествия в прошлое осветительных приборов (или письменных принадлежностей)».

Отталкиваясь от конкретного события, воспитатель ставит проблемные вопросы. Например: «Какие есть средства передвижения?», «Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колесо, мотор?».

Вопросы побуждают детей сравнивать предметы и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог обсуждает вместе с воспитанниками высказанные идеи, предлагает свою версию.

Алгоритм проведения НОД:

· обсуждение реального или вымышленного события;

· постановка цели исследования (узнать…);

· анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

· работа в подгруппах: сортировка и закрепление небольших иллюстраций на панно «река времени»;

· составление общей таблицы, сопоставление результатов исследования;

· вывешивание таблицы на стене группового помещения;

· дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: